В экспозиции отдела «История и культура Сергиево-Посадского края ХХ века» хранится бальная записная книжка. Это миниатюрное изделие в жестком переплете из бордовой кожи с золотым тиснением и с надписью на французском языке «Notes» (записки). Ее дополняет маленький простой карандаш с костяным наконечником.
Такие блокноты были среди обязательных атрибутов дворянских балов в XIX веке, но использовали их вплоть до начала XX века. Бальную книжку еще называли карнэ. В нее записывали кавалера, которому дама обещала танец.
Первым танцем, как правило, был полонез. Его обычно танцевали все присутствовавшие. Далее композиции шли почти непрерывно, и мало было таких, кто не пропускал ни одного выхода за вечер. Если приглашения на мелкие танцы делались всегда на самом балу, то на кадриль, мазурку и котильон обычно приглашали заранее. И у дам, и у кавалеров имелись свои записи. У имеющей успех дамы было почти безнадежно просить какой-нибудь большой танец. На балу, если по какой-либо причине дама отказывала кавалеру, она должна была пропустить этот выход: считалось неприличным сразу же после отказа принимать приглашение другого мужчины.
Многие дамы считали бальную книжку списком своих любовных побед, поскольку записи в ней свидетельствовали о внимании мужчин — и напротив, пустые страницы говорили о непопулярности девушки на балу.
Для удобства бальные книжки делали маленькими, не более ладони. Обычно карнэ имела серебряный, костяной или кожаный переплет с золотым тиснением. Страницы были бумажные или костяные. Костяные книжки служили долго, так как текст с них стирали резинкой или влажной тряпочкой. Карнэ носили на цепочке веера или пристегивали крючком к лифу бального платья.
Изначально обретя популярность в Вене в Австрии, бальные книжки попали в другие страны Европы, в Россию и США.
В книжке, которая представлена в экспозиции, сохранилось 18 страниц, выполненных из бумаги в клетку. Их обрез покрыт золотой краской. Записей на страницах нет. Эта книжка предположительно принадлежала девушке из небогатого купеческого сословия.
Такие блокноты были среди обязательных атрибутов дворянских балов в XIX веке, но использовали их вплоть до начала XX века. Бальную книжку еще называли карнэ. В нее записывали кавалера, которому дама обещала танец.
Первым танцем, как правило, был полонез. Его обычно танцевали все присутствовавшие. Далее композиции шли почти непрерывно, и мало было таких, кто не пропускал ни одного выхода за вечер. Если приглашения на мелкие танцы делались всегда на самом балу, то на кадриль, мазурку и котильон обычно приглашали заранее. И у дам, и у кавалеров имелись свои записи. У имеющей успех дамы было почти безнадежно просить какой-нибудь большой танец. На балу, если по какой-либо причине дама отказывала кавалеру, она должна была пропустить этот выход: считалось неприличным сразу же после отказа принимать приглашение другого мужчины.
Многие дамы считали бальную книжку списком своих любовных побед, поскольку записи в ней свидетельствовали о внимании мужчин — и напротив, пустые страницы говорили о непопулярности девушки на балу.
Для удобства бальные книжки делали маленькими, не более ладони. Обычно карнэ имела серебряный, костяной или кожаный переплет с золотым тиснением. Страницы были бумажные или костяные. Костяные книжки служили долго, так как текст с них стирали резинкой или влажной тряпочкой. Карнэ носили на цепочке веера или пристегивали крючком к лифу бального платья.
Изначально обретя популярность в Вене в Австрии, бальные книжки попали в другие страны Европы, в Россию и США.
В книжке, которая представлена в экспозиции, сохранилось 18 страниц, выполненных из бумаги в клетку. Их обрез покрыт золотой краской. Записей на страницах нет. Эта книжка предположительно принадлежала девушке из небогатого купеческого сословия.