События Отечественной войны 1812 года, одной из славных страниц в истории России, нашли отражение во многих произведениях искусства — литературного, изобразительного, прикладного.
Обращались к этой теме и мастера-стеклоделы как на Императорском стекольном, так и на частных заводах. Никольско-Бахметевское предприятие не было исключением и не уступало в качестве продукции столичным образцам.
Среди экспонатов Музея стекла и хрусталя, посвященных Бородинской битве, есть цилиндрический стакан бесцветного стекла. Почти вся его поверхность, за исключением верха и донца, покрыта традиционным для бахметевских изделий мелким острым камнем.
Центральная часть декора — бумажная наклейка с гравюрой. Рисунок был выполнен по медальону авторства Фёдора Толстого. Аллегорическое изображение сопровождается подписью: «БИТВА БОРОДИНСКАЯ 1812».
Среди четырех сражающихся воинов на рисунке можно выделить одного — в шишаке, легких доспехах и рубахе до колен (изображен слева). Это русский воин, который бьется один против двоих, что указывает на превосходящие силы противника. Однако один из трех неприятелей уже повержен: это символизирует потери французской армии в Бородинской битве, составлявшие треть от ее общей численности.
Граф Федор Петрович Толстой (1783–1873 годы) — русский художник, живописец, скульптор и медальер, работавший в стиле позднего классицизма. В честь победы России в Отечественной войне 1812 года он по собственной инициативе создал серию памятных медальонов — рельефных изображений в классицистическом духе. На них в аллегорической форме показаны сцены военных походов. Символические фигуры изображают не конкретных лиц, а «лицо» русского войска и ополчения. По замыслу художника, смысл аллегории должен был быть понятен даже без подписи.
Художник работал над этим циклом с 1814 по 1836 год. Рельефы ваялись из розового воска на черных сланцевых аспидных досках по заранее подготовленным рисункам. Далее с оригиналов вырезались штампы. Изделия были воспроизведены не только в гипсе, но и в мраморе, меди, стекле и бронзе.
Обращались к этой теме и мастера-стеклоделы как на Императорском стекольном, так и на частных заводах. Никольско-Бахметевское предприятие не было исключением и не уступало в качестве продукции столичным образцам.
Среди экспонатов Музея стекла и хрусталя, посвященных Бородинской битве, есть цилиндрический стакан бесцветного стекла. Почти вся его поверхность, за исключением верха и донца, покрыта традиционным для бахметевских изделий мелким острым камнем.
Центральная часть декора — бумажная наклейка с гравюрой. Рисунок был выполнен по медальону авторства Фёдора Толстого. Аллегорическое изображение сопровождается подписью: «БИТВА БОРОДИНСКАЯ 1812».
Среди четырех сражающихся воинов на рисунке можно выделить одного — в шишаке, легких доспехах и рубахе до колен (изображен слева). Это русский воин, который бьется один против двоих, что указывает на превосходящие силы противника. Однако один из трех неприятелей уже повержен: это символизирует потери французской армии в Бородинской битве, составлявшие треть от ее общей численности.
Граф Федор Петрович Толстой (1783–1873 годы) — русский художник, живописец, скульптор и медальер, работавший в стиле позднего классицизма. В честь победы России в Отечественной войне 1812 года он по собственной инициативе создал серию памятных медальонов — рельефных изображений в классицистическом духе. На них в аллегорической форме показаны сцены военных походов. Символические фигуры изображают не конкретных лиц, а «лицо» русского войска и ополчения. По замыслу художника, смысл аллегории должен был быть понятен даже без подписи.
Художник работал над этим циклом с 1814 по 1836 год. Рельефы ваялись из розового воска на черных сланцевых аспидных досках по заранее подготовленным рисункам. Далее с оригиналов вырезались штампы. Изделия были воспроизведены не только в гипсе, но и в мраморе, меди, стекле и бронзе.