«Дон Паскуале» — первое выступление Леонида Витальевича Собинова в театре Ла Скала. В 1903 году Собинов знакомится с директором театра Ла Скала Тито Рикорди и дирижером Кампанини. Они не раз слышали его на сцене и считали одним из выдающихся певцов своего времени. Именно от них через импресарио Делилье он получил приглашение выступить в сезоне 1904/05 года в Ла Скала в опере «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
3 августа 1904 года Собинов подписал с дирекцией контракт. Он приезжает в Италию ещё до начала театрального сезона, живёт в небольшом тихом городке Ливорно, готовится к первому итальянскому сезону, с маэстро Барбини тщательно разучивает партию Эрнесто. Собинов считал, что итальянский педагог, соотечественник композитора поможет ему скорее и вернее постигнуть замысел, стиль, манеру автора произведения.
5 декабря 1904 года в Милане Леонид Витальевич начал репетировать партию Эрнесто. В Ла Скала эта опера на тот момент не шла уже 40 лет, так как не было тенора, способного петь в столь высокой тесситуре, захватывающей до-диез.
«Она (партия) безумно высока и трудна» — писал Леонид Витальевич в одном из писем. Музыка оперы изящная, грациозная была создана как будто для голоса Собинова. Он пел её с удовольствием. Певец упорно работал. Ему не хватало brio (итальянского темперамента), но вскоре он им овладел.
На репетициях Л.В. Собинов внимательно присматривается и прислушивается к тому, как поют его партнеры; что нового вносят в трактовку своих партий в сравнении с русской постановкой. Работает над вокальным и сценическим рисунком роли, серьёзно изучает итальянский язык. Ведёт поиски исторически верных, соответствующих оперному либретто, костюмов, грима, пластики поведения. Первые репетиции прошли удачно. Это он почувствовал по отношению к себе курьера, швейцара, рабочих сцены и музыкантов оркестра.
Дебют Л.В. Собинова в партии Эрнесто в опере Г. Доницетти «Дон Паскуале» состоялся на сцене миланского театра Ла Скала 21 декабря 1904 года. Собинов поразил всех не только «лучезарным» голосом, но и настоящей итальянской живостью пения. Восхитили миланцев и актерские находки.