Ярославль — один из самых притягательных туристических городов России. Город с тысячелетней историей может многое предложить самому взыскательному путешественнику, прежде всего знакомство с памятниками средневековой культуры. А кроме того, здесь неравнодушные гости узнают или вспоминают, что Ярославль дал русской поэзии Николая Некрасова, русскому театру — Фёдора Волкова, а мировой опере — Леонида Собинова.
Собинов. Орфей русской оперной сцены
Зал экспозиции «Триумфы Л.В. Собинова»
Леонид Витальевич Собинов (1872–1934) — уникальный певец-тенор, величайший мастер «bel canto». Артист, наделённый такими титулами, как солист Императорских театров, солист Его Императорского Величества, солист театра Ла Скала, в период работы Временного правительства — комиссар Большого театра, а впоследствии его директор; в советские годы — один из первых Народных артистов Республики .Собинов был и остаётся олицетворением музыкальной культуры русского «серебряного века».
Более полувека собиралась музейная собиновская коллекция, начало которой было положено вдовой певца Ниной Ивановной Собиновой и дочерью — Светланой Леонидовной Собиновой-Кассиль. Она пополнялась благодаря усилиям музейных специалистов, краеведов, коллекционеров Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга.
Музейная экспозиция знакомит зрителей с галереей образов, созданных певцом на сценах Императорских Большого и Мариинского театров, на лучших оперных сценах мира: в театрах Ла Скала в Милане, Князя Монакского в Монте-Карло, в театре Реаль в Мадриде, Берлинском Королевском театре, в концертных залах Парижа, Лондона и других. Сценические костюмы, театральные реквизиты и аксессуары Собинова, личные автографы артиста, фотографии, документы, программы и афиши, книги, нотные листы, клавиры с пометками Собинова — свидетели его «творческих мук» и поисков — несут на себе отпечаток его личности.
Подлинными шедеврами театрально-декорационного искусства начала ХХ века являются сценические костюмы Собинова, созданные выдающимися театральными художниками России и Италии. Артист принимал и личное участие в их создании. Современники называли собиновские костюмы «музейными реконструкциями», настолько точно вписаны они были в эпоху оперного героя, они вызывали восхищение и у критиков, и у зрителей.
Настоящей «драгоценностью» музейной экспозиции является голос артиста, звучащий в его родном доме. Граммофонные пластинки, записанные в начале XX века английской фирмой «Граммофон» и французской «Братья Патэ», донесли до нас живой голос певца. Вслушиваясь в эти отреставрированные записи, зрители смогут понять, почему современники называли пение Собинова «пленительным», «чарующим», «апполоническим».
Всё, что посетитель увидит в экспозиции — это прекрасные фрагменты жизни, которые хочется рассматривать; по ним можно воссоздать картину блестящей творческой судьбы человека, названного современниками «Орфеем русской сцены».