Настоящей артистической победой Л.В. Собинова критики единодушно признавали оперный образ Фауста, к которому артист обратился в самом начале своей карьеры.
«Фауст» Шарля Гуно — одна из самых исполняемых опер мирового классического репертуара — продолжает оставаться ею, несмотря на период некоторого охлаждения к произведению. Главным достоинством оперы считают её удивительную музыку, о ней говорят, что одна гениальная мелодия «спешит сменить» другую. Опера необычайно благодатна для певцов-солистов: здесь есть место всем основным голосам — тенору, басу, сопрано и баритону — и есть где им показать свои возможности. По мнению критиков, композитор сумел достичь в «Фаусте» идеального баланса мелодической «демократичности» с музыкальной выразительностью и глубиной.
Первое выступление Собинова в партии Фауста состоялось 16 апреля 1898 года, в первый же сезон его работы на сцене Большого театра. С первых шагов на сцене Собинов выработал свой собственный метод в подготовке оперных партий: все его роли создавались на единении как музыкальной составляющей, так и драматургической, уводящей воображение зрителей к первоисточникам. Авторы либретто оперы взяли в оперу только первую часть трагедии, трактовали её в лирико-бытовом, а не в философском плане и слишком упростили образы главных героев. Поэтому все, чего недоставало артисту в либретто оперы, он находил в тексте великого творения Гёте.
Известно, что, работая над ролью, Собинов пользовался одним из лучших периодов трагедии, принадлежавшем Н.А. Холодковскому. Дирекция Большого театра, поручив Собинову роль Фауста, хотела испытать его в более сложной после Ленского партии, чтобы определиться с местом артиста в труппе на будущие сезоны. Исполнение Собиновым Ленского было признано удачным, «Фауст» произвёл ещё более благоприятное впечатление.
В 1901 году состоялись первые спектакли с участием Собинова на сцене Мариинского театра. На спектакле были Великие князья. На этих «особенных» зрителей Фауст- Собинов произвел такое впечатление, что они пожелали, чтобы опера была показана и в придворном Эрмитажном театре.