Смоленский образ Божией Матери относится к одному из древнейших иконографических типов — Одигитрии. Об этом говорит церковная традиция, согласно которой первая икона Одигитрии-Путеводительницы была написана апостолом и евангелистом Лукой во время общения с Богородицей. Это же подтверждают исследования историка византийской и древнерусской иконографии Никодима Павловича Кондакова.
Так же как Тихвинский, Казанский и некоторые другие изводы, Смоленский входит в число списков с древнего оригинала.
Иконографический канон Одигитрии сложился в Палестине или Египте еще до IV века.
В середине V столетия супруга императора Феодосия Младшего Евдокия привезла икону из Святой Земли в Константинополь и подарила сестре своего мужа Пульхерии. Та выстроила храм на берегу моря и приказала еженедельно обходить город со святыней.
В XI веке император Константин IX благословил этим чудотворным образом брак своей дочери царевны Анны и князя черниговского Всеволода Ярославича. По наследству икона перешла к князю Владимиру Мономаху, который приказал перенести ее в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске. Таким образом икона обрела свое второе наименование — Смоленская.
Предположительно, представленный памятник написан балахнинским мастером. Упоминания о балахнинских иконописцах встречаются довольно редко, однако в записи 1660 года балахнинцы Ераст Прокофьев, Емельян Тетюхин, Андрей, Никита и Григорий Терентьевы названы в одном ряду с прославленными нижегородскими иконописцами, такими как Симеон Ушаков. Исследователь Николай Филиппович Филатов даже выдвинул предположение, что в середине XVII века существовала самостоятельная балахнинская иконописная школа.
Богоматерь и Иисус написаны в праздничных одеждах, украшенных золотой каймой и драгоценными камнями. Младенец восседает на левой руке Матери, как на престоле, край гиматия спадает с Его левого плеча подобно мантии. Композиционная близость фигур Матери и Сына указывает на Их единство и символизирует также единство Церкви Небесной (Христа) и Церкви Земной (Марии).
Свиток в левой руке Иисуса — многозначный символ: это и Книга жизни, судеб и грехов человеческих, и аллегория Богоматери как совершенной Книги, в которой начертано Слово Божие, и само это Слово.
Так три изображения — Богородицы, Христа и свитка — переплетаются в единый образно-символический круг.
В краеведческий музей города Балахны икона была принята на постоянное хранение в 1948 году, отреставрирована в 1990 году.
Так же как Тихвинский, Казанский и некоторые другие изводы, Смоленский входит в число списков с древнего оригинала.
Иконографический канон Одигитрии сложился в Палестине или Египте еще до IV века.
В середине V столетия супруга императора Феодосия Младшего Евдокия привезла икону из Святой Земли в Константинополь и подарила сестре своего мужа Пульхерии. Та выстроила храм на берегу моря и приказала еженедельно обходить город со святыней.
В XI веке император Константин IX благословил этим чудотворным образом брак своей дочери царевны Анны и князя черниговского Всеволода Ярославича. По наследству икона перешла к князю Владимиру Мономаху, который приказал перенести ее в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске. Таким образом икона обрела свое второе наименование — Смоленская.
Предположительно, представленный памятник написан балахнинским мастером. Упоминания о балахнинских иконописцах встречаются довольно редко, однако в записи 1660 года балахнинцы Ераст Прокофьев, Емельян Тетюхин, Андрей, Никита и Григорий Терентьевы названы в одном ряду с прославленными нижегородскими иконописцами, такими как Симеон Ушаков. Исследователь Николай Филиппович Филатов даже выдвинул предположение, что в середине XVII века существовала самостоятельная балахнинская иконописная школа.
Богоматерь и Иисус написаны в праздничных одеждах, украшенных золотой каймой и драгоценными камнями. Младенец восседает на левой руке Матери, как на престоле, край гиматия спадает с Его левого плеча подобно мантии. Композиционная близость фигур Матери и Сына указывает на Их единство и символизирует также единство Церкви Небесной (Христа) и Церкви Земной (Марии).
Свиток в левой руке Иисуса — многозначный символ: это и Книга жизни, судеб и грехов человеческих, и аллегория Богоматери как совершенной Книги, в которой начертано Слово Божие, и само это Слово.
Так три изображения — Богородицы, Христа и свитка — переплетаются в единый образно-символический круг.
В краеведческий музей города Балахны икона была принята на постоянное хранение в 1948 году, отреставрирована в 1990 году.