Образу Иоанна Предтечи посвящены несколько иконографических изводов. Каждый из них отражает определенный этап жизни святого: его зачатие, рождество, пребывание в пустыне («Ангел пустыни»), Крещение Господне, усекновение и обретение главы Иоанна Предтечи, сошествие пророка во ад.
Сюжет казни Иоанна Предтечи описан евангелистами Марком и Матфеем.
За обличительные речи пророк был заключен в темницу царем Иродом. Вскоре после этого дочь царицы Иродиады Саломея, наученная матерью, угодила царю танцем и в качестве награды потребовала главу Иоанна.
В христианской традиции память этого дня отмечает начало нового церковного года как перехода к эпохе Нового Завета: Иоанн Креститель был последним, кто пророчествовал о явлении Христа. В этот день установлен строгий пост.
В годы царствования Иоанна IV Грозного иконы, изображавшие его небесного покровителя Иоанна Предтечу, писали особенно часто. Как правило, это были «Ангел пустыни» и «Честная глава Иоанна Предтечи».
На этой иконе, в соответствии с каноном, отсеченная голова изображена крупно, лежащей на золотом блюде с малиновым покровом. Лик святого написан в соответствии с указанием «Иконописного подлинника». Голову окружает нимб — знак стяжания пророком Царствия Божия и благодати. «Живоподобная» манера письма, характерная для начала XVIII века, позволяет предположить старообрядческое происхождение иконы.
В конце XVII–XVIII веках получили распространение так называемые третьи строгановские, или баронские, образы. В их стилистике прослеживается переход во «фряжское» (западноевропейское) письмо и частично светскую живопись, используются светлые краски, золотые пробелы в ризах и одеждах.
Икона происходит из храма Рождества Христова города Балахны. В краеведческий музей поступила 1 января 1948 года. С 1992 по 2016 год находилась на хранении в Московском межобластном научно-реставрационном управлении, затем там же была отреставрирована.
Специалисты удалили старую профилактическую заклейку, а также частичную пропись и потемневшую олифу; укрепили красочный слой и левкас; выполнили тонировки без восстановления рисунка. Они лишь подчеркивают характер старой живописи.
Сюжет казни Иоанна Предтечи описан евангелистами Марком и Матфеем.
За обличительные речи пророк был заключен в темницу царем Иродом. Вскоре после этого дочь царицы Иродиады Саломея, наученная матерью, угодила царю танцем и в качестве награды потребовала главу Иоанна.
В христианской традиции память этого дня отмечает начало нового церковного года как перехода к эпохе Нового Завета: Иоанн Креститель был последним, кто пророчествовал о явлении Христа. В этот день установлен строгий пост.
В годы царствования Иоанна IV Грозного иконы, изображавшие его небесного покровителя Иоанна Предтечу, писали особенно часто. Как правило, это были «Ангел пустыни» и «Честная глава Иоанна Предтечи».
На этой иконе, в соответствии с каноном, отсеченная голова изображена крупно, лежащей на золотом блюде с малиновым покровом. Лик святого написан в соответствии с указанием «Иконописного подлинника». Голову окружает нимб — знак стяжания пророком Царствия Божия и благодати. «Живоподобная» манера письма, характерная для начала XVIII века, позволяет предположить старообрядческое происхождение иконы.
В конце XVII–XVIII веках получили распространение так называемые третьи строгановские, или баронские, образы. В их стилистике прослеживается переход во «фряжское» (западноевропейское) письмо и частично светскую живопись, используются светлые краски, золотые пробелы в ризах и одеждах.
Икона происходит из храма Рождества Христова города Балахны. В краеведческий музей поступила 1 января 1948 года. С 1992 по 2016 год находилась на хранении в Московском межобластном научно-реставрационном управлении, затем там же была отреставрирована.
Специалисты удалили старую профилактическую заклейку, а также частичную пропись и потемневшую олифу; укрепили красочный слой и левкас; выполнили тонировки без восстановления рисунка. Они лишь подчеркивают характер старой живописи.