Набор для напитков Императорского стеклянного завода создан по эскизам знаменитого архитектора Ипполита Монигетти. Он был одним из крупнейших архитекторов своего времени, много работал по заказам царской семьи и высшей аристократии. Монигетти разрабатывал архитектурные проекты в Москве и Санкт-Петербурге, в числе которых сооружение грациозной купальни в виде турецкой мечети в Царском Селе, составление проекта здания для Политехнического музея в Москве и многое другое. Монигетти довольно долго пробыл в Италии, посетил Грецию и Восток, изучал памятники зодчества, зарисовывал их детали и составил богатое собрание эскизов, которые по возвращении его в Санкт-Петербург в 1847 году принесли ему звание академика.
Представленный в экспозиции набор для напитков является одним из наиболее ярких предметов русско-византийского стиля в собрании музея. Развитие русско-византийского стиля происходило в 1840–70-е годы, когда была популярна теория официальной народности. Ее девиз — «православие, самодержавие, народность» — предлагал обратиться не только к православному русско-византийскому наследию, но и к государственной традиции Древней Руси. Монигетти в своей работе сделал акцент на ярких украшениях золотом и «камнями», вдохновившись образцами древнерусского и византийского искусства.
Набор изготовлен из темно-зеленого хрусталя в подражание простому стеклу — материалу, из которого создавались подобные предметы вплоть до середины XVIII века. Графин был выполнен в форме русского квасника XVII–XVIII веков, имевшего дисковидное тулово с отверстием в центре, а чарки похожи на ковшики с ручками-полочками — изделия русских и византийских мастеров серебряного дела. Кроме того, подобно утвари XVI–XVII веков с заздравными надписями, представленный графин-квасник украшает народная пословица «Горькая водка — на здоровье пей и дело разумей». Пословица, написанная орнаментальной золотой вязью, опоясывает корпус графина. Графин декорирован эмалью и цветными бусинами-кабошонами (гладко отполированными), имитирующими драгоценные камни.
Монигетти был талантливым архитектором, а также много работал над рисунками и орнаментами для художественно-промышленных производств. Он даже собрал группу учеников, которых обучал орнаментальному искусству.
Представленный в экспозиции набор для напитков является одним из наиболее ярких предметов русско-византийского стиля в собрании музея. Развитие русско-византийского стиля происходило в 1840–70-е годы, когда была популярна теория официальной народности. Ее девиз — «православие, самодержавие, народность» — предлагал обратиться не только к православному русско-византийскому наследию, но и к государственной традиции Древней Руси. Монигетти в своей работе сделал акцент на ярких украшениях золотом и «камнями», вдохновившись образцами древнерусского и византийского искусства.
Набор изготовлен из темно-зеленого хрусталя в подражание простому стеклу — материалу, из которого создавались подобные предметы вплоть до середины XVIII века. Графин был выполнен в форме русского квасника XVII–XVIII веков, имевшего дисковидное тулово с отверстием в центре, а чарки похожи на ковшики с ручками-полочками — изделия русских и византийских мастеров серебряного дела. Кроме того, подобно утвари XVI–XVII веков с заздравными надписями, представленный графин-квасник украшает народная пословица «Горькая водка — на здоровье пей и дело разумей». Пословица, написанная орнаментальной золотой вязью, опоясывает корпус графина. Графин декорирован эмалью и цветными бусинами-кабошонами (гладко отполированными), имитирующими драгоценные камни.
Монигетти был талантливым архитектором, а также много работал над рисунками и орнаментами для художественно-промышленных производств. Он даже собрал группу учеников, которых обучал орнаментальному искусству.