Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов, зародившийся в слободе Дымково недалеко от Вятки (сейчас это территория города Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женщины лепили свистульки из глины.
Местные мастерицы заготавливали глину с осени. Зимними вечерами женщины и дети лепили, сушили и обжигали игрушки-свистульки. Затем фигурки белили и расписывали разноцветными красками, замешанными на яйце. Дымковская игрушка — изделие ручной работы, каждая от начала до конца выполняется одним мастером. Для производства использовалась только местная ярко-красная глина, перемешанная с мелким коричневым речным песком. На поверхность игрушки иногда наклеивали квадратики сусального золота или медной фольги — потали. Фигурки традиционно лепили по частям, отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую красную глину как связующий материал.
Вятскую расписную глиняную игрушку продавали на всех крупных ярмарках России. С течением времени появились новые сюжеты росписи: разодетые городские барыни, няньки с детьми, франты-кавалеры, офицеры на конях. Дымковская игрушка перешла из разряда детской забавы в декоративный предмет внутреннего убранства дома.
С середины XIX века серьезную конкуренцию глиняной игрушке составили более дешевые и легкие в производстве гипсовые литые фигурки: снижение спроса на рукотворную глиняную игрушку привело к постепенному угасанию промысла. В начале XX века осталось всего несколько мастериц, продолжавших лепить традиционную дымковскую игрушку. Одной из них была Анна Мезрина, которая переняла секреты традиционного ремесла от своей матери — Дарьи Никулиной. Коллекция игрушек Анны Мезриной, представленная в нашем музее, уже стала классикой дымковской игрушки, одним из ее эталонных образцов, на который ориентируются и современные мастера.
Решающую роль в судьбе всего промысла сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Деньшин. Он с юношества увлекался кустарным творчеством, зарисовывал игрушки, созданные мастерами, изучал процесс работы.После революции 1917 года Деньшин продолжал активно заниматься изучением дымковского промысла. Одновременно с этим он собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Это помогло популяризации промысла. А в 1933 году Деньшин создал и возглавил артель «Вятская игрушка», что и стало ключевым моментом возрождения промысла.
Местные мастерицы заготавливали глину с осени. Зимними вечерами женщины и дети лепили, сушили и обжигали игрушки-свистульки. Затем фигурки белили и расписывали разноцветными красками, замешанными на яйце. Дымковская игрушка — изделие ручной работы, каждая от начала до конца выполняется одним мастером. Для производства использовалась только местная ярко-красная глина, перемешанная с мелким коричневым речным песком. На поверхность игрушки иногда наклеивали квадратики сусального золота или медной фольги — потали. Фигурки традиционно лепили по частям, отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую красную глину как связующий материал.
Вятскую расписную глиняную игрушку продавали на всех крупных ярмарках России. С течением времени появились новые сюжеты росписи: разодетые городские барыни, няньки с детьми, франты-кавалеры, офицеры на конях. Дымковская игрушка перешла из разряда детской забавы в декоративный предмет внутреннего убранства дома.
С середины XIX века серьезную конкуренцию глиняной игрушке составили более дешевые и легкие в производстве гипсовые литые фигурки: снижение спроса на рукотворную глиняную игрушку привело к постепенному угасанию промысла. В начале XX века осталось всего несколько мастериц, продолжавших лепить традиционную дымковскую игрушку. Одной из них была Анна Мезрина, которая переняла секреты традиционного ремесла от своей матери — Дарьи Никулиной. Коллекция игрушек Анны Мезриной, представленная в нашем музее, уже стала классикой дымковской игрушки, одним из ее эталонных образцов, на который ориентируются и современные мастера.
Решающую роль в судьбе всего промысла сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Деньшин. Он с юношества увлекался кустарным творчеством, зарисовывал игрушки, созданные мастерами, изучал процесс работы.После революции 1917 года Деньшин продолжал активно заниматься изучением дымковского промысла. Одновременно с этим он собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Это помогло популяризации промысла. А в 1933 году Деньшин создал и возглавил артель «Вятская игрушка», что и стало ключевым моментом возрождения промысла.