В коллекции Тобольского губернского музея хранится скульптурная композиция «Утро в сосновом лесу» выполненная местным мастером-косторезом Порфирием Терентьевым в конце XIX века из бивня мамонта. Прототипом работы послужила известная одноименная картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого.
Терентьев вырезал из кости медведицу с тремя медвежатами среди поваленных деревьев. Скульптурная композиция практически полностью повторяет позы и расположение медведей на картине, за исключением позы матери-медведицы. Она смотрит не на одного из медвежат, а на зрителя. Терентьев вырезал свою работу из менее ценной, коричневой кости мамонта. Он был одним из тех, кто обратил внимание других мастеров на этот материал, считавшийся неудачным.
Картина «Утро в сосновом лесу» — одна из самых узнаваемых в русском искусстве. Пейзаж написал художник Иван Шишкин, а медведей — художник Константин Савицкий по эскизам Шишкина. После того, как коллекционер Павел Третьяков приобрел картину, он убрал с нее подпись Савицкого: «Начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном именно Шишкину». В Русском музее сохранились семь вариантов карандашных набросков с медведями авторства Шишкина.
Иван Шишкин (1832–1898) родился в Елабуге Вятской губернии. Русский живописец-пейзажист, рисовальщик и гравер-аквафортист, представитель Дюссельдорфской художественной школы. Его соавтор, Константин Савицкий (1844–1905) родился в Таганроге. Русский жанровый живописец, академик, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Сам Порфирий Терентьев — художник-косторез, происходивший из крестьян села Самарского Тобольского уезда. В подростковом возрасте учился у известного тогда тобольского художника Михаила Знаменского, но по обстоятельствам учебу пришлось оставить. Во время солдатской службы увлекся культурой остяков — так называли хантов, коренной угорский народ, живущий на севере Западной Сибири. Терентьев вырезал их фигурки из дерева. По возвращении в Тобольск он приступил к резьбе из мамонтовой кости. Единственным инструментом мастера был простой перочинный нож. Терентьев был одним из первых, кто привнес в тобольскую косторезную школу миниатюрную жанровую скульптуру. Его работы высоко оценили на международной Парижской выставке в 1900 году.
Терентьев вырезал из кости медведицу с тремя медвежатами среди поваленных деревьев. Скульптурная композиция практически полностью повторяет позы и расположение медведей на картине, за исключением позы матери-медведицы. Она смотрит не на одного из медвежат, а на зрителя. Терентьев вырезал свою работу из менее ценной, коричневой кости мамонта. Он был одним из тех, кто обратил внимание других мастеров на этот материал, считавшийся неудачным.
Картина «Утро в сосновом лесу» — одна из самых узнаваемых в русском искусстве. Пейзаж написал художник Иван Шишкин, а медведей — художник Константин Савицкий по эскизам Шишкина. После того, как коллекционер Павел Третьяков приобрел картину, он убрал с нее подпись Савицкого: «Начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном именно Шишкину». В Русском музее сохранились семь вариантов карандашных набросков с медведями авторства Шишкина.
Иван Шишкин (1832–1898) родился в Елабуге Вятской губернии. Русский живописец-пейзажист, рисовальщик и гравер-аквафортист, представитель Дюссельдорфской художественной школы. Его соавтор, Константин Савицкий (1844–1905) родился в Таганроге. Русский жанровый живописец, академик, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Сам Порфирий Терентьев — художник-косторез, происходивший из крестьян села Самарского Тобольского уезда. В подростковом возрасте учился у известного тогда тобольского художника Михаила Знаменского, но по обстоятельствам учебу пришлось оставить. Во время солдатской службы увлекся культурой остяков — так называли хантов, коренной угорский народ, живущий на севере Западной Сибири. Терентьев вырезал их фигурки из дерева. По возвращении в Тобольск он приступил к резьбе из мамонтовой кости. Единственным инструментом мастера был простой перочинный нож. Терентьев был одним из первых, кто привнес в тобольскую косторезную школу миниатюрную жанровую скульптуру. Его работы высоко оценили на международной Парижской выставке в 1900 году.