Арфа — это семиструнный музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения, простейшие типы которого были известны ещё в Древнем Египте и Вавилоне. На севере Западной Сибири была распространена у селькупов, обских угров, манси и хантов. Исследователи предполагают, что простейшие арфы, к которым относится и тобольский экземпляр, берут начало от охотничьих и боевых луков — на изобретение щипкового музыкального инструмента человека мог натолкнуть звук вибрирующей после выстрела тетивы.
Угловая арфа поступила в фонды музея в 1905 году от жителя Сургута Н.В. Евсеева. Мастер вырезал корпус инструмента из цельного куска дерева и придал ему форму плывущей птицы с головой коня — трапециевидной мордой с небольшими прямоугольными отростками-ушками. Уплощенный гриф-шея плавно переходит в полый корпус-туловище. На инструментах этого типа гриф чаще всего завершался вырезанной головой птицы, конь встречался крайне редко.
Среди народов манси арфа называется тоорсапт-юх, буквально в переводе с мансийского языка «с журавлиной шеей дерево», или «журавлиная шея из дерева». Северные ханты этот инструмент, очень похожий на мансийского собрата, называют тор-сапльюх. Основной секрет мастеров, делающих арфы, заключается в способе выбрать правильное дерево. Эти секреты передавали и передают сейчас из поколения в поколение. Обычно музыкальность дерева, в основном кедра или сосны, определяли зимой с помощью деревянного молотка. Затем подходящее дерево срубали, весной или летом сплавляли его по реке, высушивали и только потом делали из него арфу.
Угловая арфа поступила в фонды музея в 1905 году от жителя Сургута Н.В. Евсеева. Мастер вырезал корпус инструмента из цельного куска дерева и придал ему форму плывущей птицы с головой коня — трапециевидной мордой с небольшими прямоугольными отростками-ушками. Уплощенный гриф-шея плавно переходит в полый корпус-туловище. На инструментах этого типа гриф чаще всего завершался вырезанной головой птицы, конь встречался крайне редко.
Среди народов манси арфа называется тоорсапт-юх, буквально в переводе с мансийского языка «с журавлиной шеей дерево», или «журавлиная шея из дерева». Северные ханты этот инструмент, очень похожий на мансийского собрата, называют тор-сапльюх. Основной секрет мастеров, делающих арфы, заключается в способе выбрать правильное дерево. Эти секреты передавали и передают сейчас из поколения в поколение. Обычно музыкальность дерева, в основном кедра или сосны, определяли зимой с помощью деревянного молотка. Затем подходящее дерево срубали, весной или летом сплавляли его по реке, высушивали и только потом делали из него арфу.