Коллекция ножей поступила в фонды из Тобольского музея изящных искусств в 1928 году. Один из них, нож для разрезания бумаги, в авторской технике выполнил тобольский мастер-косторез Иван Овешков примерно в 1880-е годы. Овешков использовал технику объемной резьбы, а в качестве материала взял бивень мамонта. Режущей части ножа мастер придал лодочкообразную форму, а ручку сделал фигурной. На ней Овешков вырезал миниатюрную скульптуру — двух обезьян, взрослую и детеныша, сидящих на пне. Пенек от лезвия мастер отделил врезной овальной линией и зигзагообразной гравировкой.
Автор работы Иван Овешков — губернский землемер. Первоначально он занимался археологией и этнографией Тобольской губернии, во время путешествий изучал орнаменты народов Севера и их резьбу по мамонтовой кости. В дальнейшем и сам выучился этому искусству. В 1874 году в Тобольске была открыта косторезная мастерская Софьи Овешковой, жены мастера, в которой работал он сам, а чуть позже стали работать оба сына Овешковой. Хозяйка занималась не только административными делами, но и художественным руководством. Четкая и точная проработка деталей миниатюрных круглых скульптур и северные мотивы в сюжетах стали отличительными особенностями мастерской Софьи Овешковой.
Ивану Овешкову принадлежат представленные в экспозиции ножи для разрезания бумаги с рукоятью в виде головы мамонта, оленя, медведя. В 1887 году изделия тобольской косторезной мастерской Овешковой удостоились почетного отзыва на Сибирско-Уральской выставке в Екатеринбурге. В 1890 году изделия получили бронзовую медаль на Казанской выставке, а в 1895 году — похвальный отзыв на Нижегородской выставке, где мастерская экспонировала около 300 предметов.
Работы мастерской, имевшие практическое применение, заказывали из Петербурга, Тюмени, Кургана и других городов. Годовой оборот предприятия к 1896 году составил около 4 000 рублей. Заказы, в том числе и на такие ножи, стали поступать не только из центральной России, но и из-за рубежа.
На рубеже XVIII–XIX веков были созданы и стали довольно популярны специальные ножи для разрезания бумаги. Необходимость в них появилась из-за книг. Свежеотпечатанные книги только что из магазина невозможно было просто открыть начать читать. Из-за отсутствия гидравлических прессов и ножей, способных разрезать всю толщину книжного блока, книжное издание формировалось поэтапно: лист большого формата, сложенный несколько раз, прошивали, присоединяя к другим. Далее полученную брошюру отдавали в переплет. В результате появлялась готовая книга, страницы которой не были разрезаны. Решением этой проблемы стали специальные ножи, которые делали из кости, дерева и металла.
Автор работы Иван Овешков — губернский землемер. Первоначально он занимался археологией и этнографией Тобольской губернии, во время путешествий изучал орнаменты народов Севера и их резьбу по мамонтовой кости. В дальнейшем и сам выучился этому искусству. В 1874 году в Тобольске была открыта косторезная мастерская Софьи Овешковой, жены мастера, в которой работал он сам, а чуть позже стали работать оба сына Овешковой. Хозяйка занималась не только административными делами, но и художественным руководством. Четкая и точная проработка деталей миниатюрных круглых скульптур и северные мотивы в сюжетах стали отличительными особенностями мастерской Софьи Овешковой.
Ивану Овешкову принадлежат представленные в экспозиции ножи для разрезания бумаги с рукоятью в виде головы мамонта, оленя, медведя. В 1887 году изделия тобольской косторезной мастерской Овешковой удостоились почетного отзыва на Сибирско-Уральской выставке в Екатеринбурге. В 1890 году изделия получили бронзовую медаль на Казанской выставке, а в 1895 году — похвальный отзыв на Нижегородской выставке, где мастерская экспонировала около 300 предметов.
Работы мастерской, имевшие практическое применение, заказывали из Петербурга, Тюмени, Кургана и других городов. Годовой оборот предприятия к 1896 году составил около 4 000 рублей. Заказы, в том числе и на такие ножи, стали поступать не только из центральной России, но и из-за рубежа.
На рубеже XVIII–XIX веков были созданы и стали довольно популярны специальные ножи для разрезания бумаги. Необходимость в них появилась из-за книг. Свежеотпечатанные книги только что из магазина невозможно было просто открыть начать читать. Из-за отсутствия гидравлических прессов и ножей, способных разрезать всю толщину книжного блока, книжное издание формировалось поэтапно: лист большого формата, сложенный несколько раз, прошивали, присоединяя к другим. Далее полученную брошюру отдавали в переплет. В результате появлялась готовая книга, страницы которой не были разрезаны. Решением этой проблемы стали специальные ножи, которые делали из кости, дерева и металла.