Скульптурная композиция «Мышь с четырьмя мышатами на ломте хлеба» работы художника Порфирия Терентьева поступила в Тобольский губернский музей в 1928 году из прекратившего работу Тобольского музея изящных искусств. Считается, что Терентьев заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры в тобольском косторезном искусстве.
Работа выполнена мастером в технике объемной резьбы, материалом послужил белый бивень мамонта. На подставке, имитирующей кусок ржаного хлеба, Терентьев разместил вырезанный из кости кусочек сыра, а перед ним целое мышиное семейство — мать и четверо мышат. В этой скульптурной композиции художник-косторез продемонстрировал возможности сочетания белой мамонтовой кости и коричневой, которую многие считали непригодной.
Порфирий Терентьев происходил из крестьян села Самарского Тобольского уезда. Отец — сибиряк, мать из Малороссии. В детстве Порфирий увлекся резьбой по дереву и однажды сделал фигуру исправника Дзержинского. Исправник, увидев работу, отправил мальчика в Тобольск в ученики к художнику-косторезу Михаилу Знаменскому.
Обстоятельства не позволили Терентьеву продолжать учебу, и ему пришлось вернуться к крестьянскому труду. Годы солдатской службы прошли в Березове. В свободное от воинской службы время Терентьев вырезал из дерева скульптурные портреты остяков, а когда вернулся в Тобольск, приступил к резьбе из мамонтовой кости. Единственным инструментом мастера был простой перочинный нож. В 1900 году скульптуры Терентьева, вырезанные из кости, оценили на международной Парижской выставке. До 1913 года Терентьев поработал почти во всех косторезных мастерских, позднее открыл свою, но просуществовала она недолго.
В 1916 году Терентьев побывал в Петрограде, где показал свои работы профессорам Академии художеств и художнику Илье Репину. Работы тобольского резчика академиков впечатлили, а журнал «Всемирная панорама» в заметке о Терентьеве писал: «В Петрограде появился крестьянин Тобольской губернии Порфирий Григорьевич Терентьев, с поразительной художественностью и экспрессией воспроизводящий непосредственно с натуры фигуры животных, статуэтки из бивня мамонта. Орудием для резьбы ему служит преимущественно перочинный ножик. По мнению профессоров Академии, видевших его произведения, это исключительный талант». Заметку опубликовали вместе с фотографиями работ.
Работа выполнена мастером в технике объемной резьбы, материалом послужил белый бивень мамонта. На подставке, имитирующей кусок ржаного хлеба, Терентьев разместил вырезанный из кости кусочек сыра, а перед ним целое мышиное семейство — мать и четверо мышат. В этой скульптурной композиции художник-косторез продемонстрировал возможности сочетания белой мамонтовой кости и коричневой, которую многие считали непригодной.
Порфирий Терентьев происходил из крестьян села Самарского Тобольского уезда. Отец — сибиряк, мать из Малороссии. В детстве Порфирий увлекся резьбой по дереву и однажды сделал фигуру исправника Дзержинского. Исправник, увидев работу, отправил мальчика в Тобольск в ученики к художнику-косторезу Михаилу Знаменскому.
Обстоятельства не позволили Терентьеву продолжать учебу, и ему пришлось вернуться к крестьянскому труду. Годы солдатской службы прошли в Березове. В свободное от воинской службы время Терентьев вырезал из дерева скульптурные портреты остяков, а когда вернулся в Тобольск, приступил к резьбе из мамонтовой кости. Единственным инструментом мастера был простой перочинный нож. В 1900 году скульптуры Терентьева, вырезанные из кости, оценили на международной Парижской выставке. До 1913 года Терентьев поработал почти во всех косторезных мастерских, позднее открыл свою, но просуществовала она недолго.
В 1916 году Терентьев побывал в Петрограде, где показал свои работы профессорам Академии художеств и художнику Илье Репину. Работы тобольского резчика академиков впечатлили, а журнал «Всемирная панорама» в заметке о Терентьеве писал: «В Петрограде появился крестьянин Тобольской губернии Порфирий Григорьевич Терентьев, с поразительной художественностью и экспрессией воспроизводящий непосредственно с натуры фигуры животных, статуэтки из бивня мамонта. Орудием для резьбы ему служит преимущественно перочинный ножик. По мнению профессоров Академии, видевших его произведения, это исключительный талант». Заметку опубликовали вместе с фотографиями работ.