Лодка-долблёнка — часть этнографической коллекции Тобольского губернского музея. На таких по сибирским рекам передвигались селькупы, коренной малочисленный народ, живущий на севере Западной Сибири. Другое название лодки на языке селькупов — «облас». Такие лодки были узкими и длинными, их делали из цельного ствола дерева. Чаще всего селькупы использовали осину, так как ее древесина при намокании становится только прочнее, но если лодку нужно было часто носить по суше, то использовали кедр. Такая древесина была легкой и практически не намокала в воде. Стволы для лодок заготавливали зимой, а делать лодку начинали весной, с приходом тепла.
Сделать хорошую долблёнку было непросто, занимались этим мужчины. В зависимости от размеров она должна была вмещать от одного-двух человек до десяти. С выбранной осины убирали кору, затем размечали ствол. Сформировав нос и корму, начинали выдалбливать древесину. Когда долбленка приобретала форму, а борта были нужной толщины, их начинали разводить. Чтобы распарить древесину, в будущую лодку наливали горячую воду. Если возможности нагреть воду не было, то использовались разогретые на костре камни. Самый рискованный способ — установить лодку на козлах над костром и налить в нее воду. За таким распариванием нужно было постоянно приглядывать, чтобы не сжечь дерево.
Внутрь будущей лодки устанавливали распорки из еловых сучков. По мере того, как древесина распаривалась, сучки заменяли на более длинные. Когда борта достаточно расходились, в них делали отверстия, к которым лыком, веревкой или берестой крепили упруги, по-другому шпангоуты — поперечные ребра жесткости. После этого практически готовую лодку смолили — натирали смесью сажи с сосновой или пихтовой смолой, чтобы долблёнка скользила по воде бесшумно и не промокала.
Управляли долблёнкой с помощью шеста и весла длиной от 1 до 1,5 метра, их делали из сосны, ели или кедра. Для отталкивания от берега использовали относительно короткие весла с закругленной лопастью. Обычно мужчина управлял лодкой, стоя на корме, а женщины и дети гребли. Мужские весла отличались от женских большими размерами, более массивными рукоятками и формой лопасти. Верхнюю часть рукоятки женских весел оформляли в виде шестигранника и украшали резьбой, наносили знак родовой принадлежности. Иногда женихи делали специальные весла в подарок своим невестам.
Сделать хорошую долблёнку было непросто, занимались этим мужчины. В зависимости от размеров она должна была вмещать от одного-двух человек до десяти. С выбранной осины убирали кору, затем размечали ствол. Сформировав нос и корму, начинали выдалбливать древесину. Когда долбленка приобретала форму, а борта были нужной толщины, их начинали разводить. Чтобы распарить древесину, в будущую лодку наливали горячую воду. Если возможности нагреть воду не было, то использовались разогретые на костре камни. Самый рискованный способ — установить лодку на козлах над костром и налить в нее воду. За таким распариванием нужно было постоянно приглядывать, чтобы не сжечь дерево.
Внутрь будущей лодки устанавливали распорки из еловых сучков. По мере того, как древесина распаривалась, сучки заменяли на более длинные. Когда борта достаточно расходились, в них делали отверстия, к которым лыком, веревкой или берестой крепили упруги, по-другому шпангоуты — поперечные ребра жесткости. После этого практически готовую лодку смолили — натирали смесью сажи с сосновой или пихтовой смолой, чтобы долблёнка скользила по воде бесшумно и не промокала.
Управляли долблёнкой с помощью шеста и весла длиной от 1 до 1,5 метра, их делали из сосны, ели или кедра. Для отталкивания от берега использовали относительно короткие весла с закругленной лопастью. Обычно мужчина управлял лодкой, стоя на корме, а женщины и дети гребли. Мужские весла отличались от женских большими размерами, более массивными рукоятками и формой лопасти. Верхнюю часть рукоятки женских весел оформляли в виде шестигранника и украшали резьбой, наносили знак родовой принадлежности. Иногда женихи делали специальные весла в подарок своим невестам.