Скульптура «Крестьянка», представленная в художественном собрании Угличского музея, была создана на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге по модели художника Августа Шписа. Фигура крестьянской девушки — это бисквит, изделие из белой фарфоровой массы, не покрытой блестящим слоем свинцовой глазури. Но, как это бывало с моделями Августа Шписа, выпускался и другой вариант — расписанный и покрытый глазурью, — что, конечно, делало работу более нарядной и привлекательной, но снижало впечатление «скульптурности».
Скульптор Август Карлович Шпис (1817–1904) окончил Берлинскую академию художеств. В 1846 году был приглашен в Санкт-Петербург для участия в отделке залов Зимнего дворца после пожара. В 1849 году Шпис поступил скульптором на Императорский фарфоровый завод, а с 1853 года работал на заводе в качестве модельмейстера. Он является автором большинства скульптурных моделей, исполненных на заводе за весь почти 50-летний период его деятельности.
Проекты модельмейстера разнообразны: большие часы, декоративные вазы, миниатюрная пластика — фарфоровые «зоопарки», копии мейсенских и севрских композиций XVIII века. Существует мнение, что в XIX столетии Шпис стал первым скульптором-фарфористом, который начал сближать мелкую пластику с большим искусством. Вкусы времени, дух «официальной народности» — все это нашло выражение и в характере заказов императорского двора. Декоративная скульптура была почти целиком связана с содержанием заказа и имела по большей части эклектический характер. Относительно свободно в то время развивалась станковая пластика, позволяя проявлять мастерство скульпторов, их отношение к действительности и понимание образа человека и прогресса.
Основным заказчиком Августа Шписа была его соотечественница, императрица Мария Александровна, урожденная принцесса Гессенская и Прирейнская. «Женщина большого ума и сложного характера», как о ней отзывались современники, обладала и большим художественным вкусом. К Рождеству 1864 года Императорский завод поставил Двору 119 фигур (малороссы, цыгане, вакханки, маркиз). Среди них были, скорее всего, и представленные в коллекции музея парные фигуры молодых крестьян, увиденные автором как бы сквозь призму классического искусства. В собрании музея есть обе скульптуры, но вторая попала в музей поврежденной и прошла реставрацию.
Скульптор Август Карлович Шпис (1817–1904) окончил Берлинскую академию художеств. В 1846 году был приглашен в Санкт-Петербург для участия в отделке залов Зимнего дворца после пожара. В 1849 году Шпис поступил скульптором на Императорский фарфоровый завод, а с 1853 года работал на заводе в качестве модельмейстера. Он является автором большинства скульптурных моделей, исполненных на заводе за весь почти 50-летний период его деятельности.
Проекты модельмейстера разнообразны: большие часы, декоративные вазы, миниатюрная пластика — фарфоровые «зоопарки», копии мейсенских и севрских композиций XVIII века. Существует мнение, что в XIX столетии Шпис стал первым скульптором-фарфористом, который начал сближать мелкую пластику с большим искусством. Вкусы времени, дух «официальной народности» — все это нашло выражение и в характере заказов императорского двора. Декоративная скульптура была почти целиком связана с содержанием заказа и имела по большей части эклектический характер. Относительно свободно в то время развивалась станковая пластика, позволяя проявлять мастерство скульпторов, их отношение к действительности и понимание образа человека и прогресса.
Основным заказчиком Августа Шписа была его соотечественница, императрица Мария Александровна, урожденная принцесса Гессенская и Прирейнская. «Женщина большого ума и сложного характера», как о ней отзывались современники, обладала и большим художественным вкусом. К Рождеству 1864 года Императорский завод поставил Двору 119 фигур (малороссы, цыгане, вакханки, маркиз). Среди них были, скорее всего, и представленные в коллекции музея парные фигуры молодых крестьян, увиденные автором как бы сквозь призму классического искусства. В собрании музея есть обе скульптуры, но вторая попала в музей поврежденной и прошла реставрацию.