В коллекции Касимовского историко-культурного музея-заповедника представлено кресло «Дуга, топор и рукавицы», которое изготовил мастер Василий Шутов.
Кресло отражало несколько атрибутов крестьянского быта: спинка выполнена в виде дуги, элемента конской упряжи, подлокотники — в виде топоров, а на сиденье лежат рукавицы. Предмет мебели украшен резьбой: на дуге мастер вырезал надпись «Тише едешь — дальше будешь» — поговорку русских ямщиков, а на ножках — геометрические и солярные (солнечные) узоры.
Мастер Василий Шутов родился в богатой семье, но вскоре его родители разорились. В юном возрасте его отдали учеником в петербургскую столярную мастерскую. По воспоминаниям учителей, подросток был очень способным. Восемь лет он посещал биржевую школу рисования, а затем основал собственную столярную мастерскую.
В 1870 году на Всероссийской выставке в Петербурге мастерская Шутова представила несколько авторских изделий, в том числе необычное кресло «Дуга, топор и рукавицы». Оно сразу стало популярным: посетители заказали около 50 экземпляров. На выставке работы Шутова получили бронзовую медаль.
Несмотря на то, что кресло было изготовлено в конце XIX века, оно сильно отличалось от мебели, которая была популярна в те времена. Стиль кресла из коллекции музея называли «подчеркнуто русским», а его автор прославился на всю Российскую империю.
От Департамента торговли и мануфактуры Василий Шутов получил разрешение изготавливать кресло «Дуга, топор и рукавицы» в течение 10 лет — в те времена документ был аналогом патента. Когда разрешение истекло, в Российской империи стали появляться копии кресла, которые выполняли другие резчики.
Предмет мебели копировали вплоть до начала XX века. Некоторые мастера добавляли новые детали: кнут, лапти, сверла и балалайку. Иногда меняли форму сиденья и текст пословицы, вырезанной на дуге.
Предмет мебели часто можно было встретить в квартирах и особняках русской интеллигенции. Также известно, что кресло из мастерской Василия Шутова стояло в кабинете императора Александра III.
Кресло отражало несколько атрибутов крестьянского быта: спинка выполнена в виде дуги, элемента конской упряжи, подлокотники — в виде топоров, а на сиденье лежат рукавицы. Предмет мебели украшен резьбой: на дуге мастер вырезал надпись «Тише едешь — дальше будешь» — поговорку русских ямщиков, а на ножках — геометрические и солярные (солнечные) узоры.
Мастер Василий Шутов родился в богатой семье, но вскоре его родители разорились. В юном возрасте его отдали учеником в петербургскую столярную мастерскую. По воспоминаниям учителей, подросток был очень способным. Восемь лет он посещал биржевую школу рисования, а затем основал собственную столярную мастерскую.
В 1870 году на Всероссийской выставке в Петербурге мастерская Шутова представила несколько авторских изделий, в том числе необычное кресло «Дуга, топор и рукавицы». Оно сразу стало популярным: посетители заказали около 50 экземпляров. На выставке работы Шутова получили бронзовую медаль.
Несмотря на то, что кресло было изготовлено в конце XIX века, оно сильно отличалось от мебели, которая была популярна в те времена. Стиль кресла из коллекции музея называли «подчеркнуто русским», а его автор прославился на всю Российскую империю.
От Департамента торговли и мануфактуры Василий Шутов получил разрешение изготавливать кресло «Дуга, топор и рукавицы» в течение 10 лет — в те времена документ был аналогом патента. Когда разрешение истекло, в Российской империи стали появляться копии кресла, которые выполняли другие резчики.
Предмет мебели копировали вплоть до начала XX века. Некоторые мастера добавляли новые детали: кнут, лапти, сверла и балалайку. Иногда меняли форму сиденья и текст пословицы, вырезанной на дуге.
Предмет мебели часто можно было встретить в квартирах и особняках русской интеллигенции. Также известно, что кресло из мастерской Василия Шутова стояло в кабинете императора Александра III.