Евгений Юрин известен как основатель орнаментального направления в лаковой миниатюре Мстёры. Он выработал оригинальный стиль, который вошел в историю промысла под названием «юринский орнамент»: художник выстраивал роспись на основе традиционных древнерусских узоров чеканки, резьбы по дереву, народной вышивки, набивных цветочных мотивов платков и ситцев.
Мастер начинал свой творческий путь как иконописец и достиг высокого мастерства в этой области: он умел имитировать почти любой стиль древнерусской иконописи и освоил все тонкости доличного письма (зачастую при создании иконы разные мастера пишут разные фрагменты: личник исполняет лики святых и открытые участки тела, доличник — все, что нужно написать до лика: одежды, пейзаж, архитектуру).
Его первые опыты в лаковой миниатюре пришлись на начало 1930-х годов. Сначала художник создавал росписи на основе иконописных традиций, но вскоре проявил себя как новатор. Уже с середины 1930-х годов он писал натюрморты и обрамлял их изящными орнаментами из твореного золота. В 1950-е он попробовал сочетать орнаментальные композиции со стилизованными и реалистически написанными растениями.
Миниатюра «Фрукты и орнамент» — зрелая работа мастера, она написана в 1954 году. Автор построил композицию по характерному для него «плафонному» принципу. В центре крышки в овале на цветном фоне он разместил фрукты и ягоды — они словно лежат на подносе с декоративно расписанным бортом. В орнаменте угадывается влияние жостовской росписи — этот русский народный промысел, возникший в деревне Жостово и окрестных селах, известен цветочными композициями на металлических подносах с темным фоном.
В углах крышки мастер расположил узоры из стилизованных цветов, листьев и трав. Остальное пространство крышки он покрыл тончайшими завитками и условно прописанными силуэтами цветов: они образуют ажурную сетку, из-под которой просвечивается черный лаковый фон. Сочетание такого узора и глубины лаковых слоев создает эффект мерцания. Комбинируя разные элементы орнамента — крупные и мелкие, плотные и разреженные, — художник сумел сохранить стилевое единство всех частей росписи.
Мастер начинал свой творческий путь как иконописец и достиг высокого мастерства в этой области: он умел имитировать почти любой стиль древнерусской иконописи и освоил все тонкости доличного письма (зачастую при создании иконы разные мастера пишут разные фрагменты: личник исполняет лики святых и открытые участки тела, доличник — все, что нужно написать до лика: одежды, пейзаж, архитектуру).
Его первые опыты в лаковой миниатюре пришлись на начало 1930-х годов. Сначала художник создавал росписи на основе иконописных традиций, но вскоре проявил себя как новатор. Уже с середины 1930-х годов он писал натюрморты и обрамлял их изящными орнаментами из твореного золота. В 1950-е он попробовал сочетать орнаментальные композиции со стилизованными и реалистически написанными растениями.
Миниатюра «Фрукты и орнамент» — зрелая работа мастера, она написана в 1954 году. Автор построил композицию по характерному для него «плафонному» принципу. В центре крышки в овале на цветном фоне он разместил фрукты и ягоды — они словно лежат на подносе с декоративно расписанным бортом. В орнаменте угадывается влияние жостовской росписи — этот русский народный промысел, возникший в деревне Жостово и окрестных селах, известен цветочными композициями на металлических подносах с темным фоном.
В углах крышки мастер расположил узоры из стилизованных цветов, листьев и трав. Остальное пространство крышки он покрыл тончайшими завитками и условно прописанными силуэтами цветов: они образуют ажурную сетку, из-под которой просвечивается черный лаковый фон. Сочетание такого узора и глубины лаковых слоев создает эффект мерцания. Комбинируя разные элементы орнамента — крупные и мелкие, плотные и разреженные, — художник сумел сохранить стилевое единство всех частей росписи.