Шкатулку «Чудеса святого Георгия Победоносца» создал художник-миниатюрист из Холуя Виктор Веселов. Он воплотил масштабную по замыслу композицию на относительно небольшом изделии. На прямоугольной крышке художник сумел разместить множество миниатюрных сцен. В них он показал посмертные чудеса, описанные в «Житии, страданиях и чудесах святого Георгия».
По преданию, Георгий Победоносец служил римскому императору Диоклетиану: он был храбрецом, поэтому еще в юности получил высокую воинскую должность. Во время борьбы римлян с христианством он не отрекся от веры в Бога, и за это его подвергли жестоким мучениям. Святой Георгий мужественно вытерпел все пытки, и Всевышний дал ему особый дар — умение совершать чудеса. С тех пор Георгия Победоносца стали называть великомучеником.
Центральным сюжетом миниатюры художник выбрал самое известное чудо Георгия — спасение царевны от крылатого змия. Чудовище нападало на людей недалеко от города Лидда, где было погребено тело святого. Автор изобразил его дух — юного воина в золотых доспехах на вздыбленном белом коне. Правой рукой он вонзает острие копья в пасть крылатого змия. Художник умело расставил акценты: развевающийся красный плащ притягивает взгляд зрителя к легко парящей фигуре всадника. Драматическую напряженность сюжета уравновешивает лик святого Георгия: он выглядит исполненным глубочайшего духовного спокойствия.
Помимо основного сюжета, автор показал и другие события, описанные в житии. Такой прием со множеством отдельных сцен пришел из иконописи: на полях житийных икон художники обычно размещали клейма — небольшие сценки с главными эпизодами жизни (либо посмертных чудес) какого-либо святого. Здесь художник обратился к прославленным деяниям Георгия: «чуде о сарацине», «чуде с колонной вдовы», спасению рыбаков у мыса Фиолент.
В нижней части композиции автор разместил сцены из крестьянской жизни. Он изобразил пахаря с плугом, крестьянских детей-пастухов и большой крестный ход, который несет икону святого Георгия. Эти сюжеты автор выбрал потому, что великомученик считается покровителем не только воинов, но и земледельцев. В переводе с греческого языка его имя означает «земледелец».
По преданию, Георгий Победоносец служил римскому императору Диоклетиану: он был храбрецом, поэтому еще в юности получил высокую воинскую должность. Во время борьбы римлян с христианством он не отрекся от веры в Бога, и за это его подвергли жестоким мучениям. Святой Георгий мужественно вытерпел все пытки, и Всевышний дал ему особый дар — умение совершать чудеса. С тех пор Георгия Победоносца стали называть великомучеником.
Центральным сюжетом миниатюры художник выбрал самое известное чудо Георгия — спасение царевны от крылатого змия. Чудовище нападало на людей недалеко от города Лидда, где было погребено тело святого. Автор изобразил его дух — юного воина в золотых доспехах на вздыбленном белом коне. Правой рукой он вонзает острие копья в пасть крылатого змия. Художник умело расставил акценты: развевающийся красный плащ притягивает взгляд зрителя к легко парящей фигуре всадника. Драматическую напряженность сюжета уравновешивает лик святого Георгия: он выглядит исполненным глубочайшего духовного спокойствия.
Помимо основного сюжета, автор показал и другие события, описанные в житии. Такой прием со множеством отдельных сцен пришел из иконописи: на полях житийных икон художники обычно размещали клейма — небольшие сценки с главными эпизодами жизни (либо посмертных чудес) какого-либо святого. Здесь художник обратился к прославленным деяниям Георгия: «чуде о сарацине», «чуде с колонной вдовы», спасению рыбаков у мыса Фиолент.
В нижней части композиции автор разместил сцены из крестьянской жизни. Он изобразил пахаря с плугом, крестьянских детей-пастухов и большой крестный ход, который несет икону святого Георгия. Эти сюжеты автор выбрал потому, что великомученик считается покровителем не только воинов, но и земледельцев. В переводе с греческого языка его имя означает «земледелец».