Свято-Духов мужской монастырь, основанный еще в домонгольский период, впервые фигурирует в летописи 1162 года в связи с посвящением игумена Саввы в духовное звание. К этому времени обитель по своей значимости уступала только Юрьеву, Вяжищскому, Варлаамо-Хутынскому и Антониеву монастырям.
Закладка каменного собора Сошествия Святого Духа, центрального в ансамбле, состоялась при владыке Моисее в 1357 году, до этого все постройки были деревянными. Это событие — второе в истории монастыря, которое нашло отражение в летописных хрониках.
В 1386 году обитель была сожжена новгородцами в числе других монастырей при приближении войск московского князя Дмитрия Донского.
Около 1557 года по велению игумена Ионы здесь появилась пятиглавая бесстолпная церковь Троицы с трапезной, подцерковьем и подвалом. Изящные пропорции, декор деревянных куполов, оригинальная кирпичная кладка делают ее одним из примечательных архитектурных памятников середины XVI столетия.
К 1582 году монастырь украшали уже три каменных храма: Троицы, Святого Духа и Николая Чудотворца.
Во время шведской оккупации (1611–1617 годы) кельи были сожжены, ограда разрушена, а церкви разграблены, однако в описи 1617 года уже снова отмечается богатое храмовое убранство. В 1685 году храм пострадал от пожара и к 1764-му значился в статусе третьего класса.
В 1786 году мужской Свято-Духов монастырь был упразднен (монахи были приписаны к Валаамскому) и возобновлен как женский.
В XIX веке начался новый виток истории обители: усердием игуменьи Максимиллы здесь появились каменные церковь, кельи, колокольня и ограда с башнями; свой вклад в восстановление обители внес император Александр I, пожертвовав на него 10 тысяч рублей.
В 1834 году монастырю был присвоен первый класс по классификации, введенной Екатериной II.
В 1920-е годы монастырь был закрыт, по его землям пролегла улица города.
Сейчас на его территории расположен Государственный архив, однако подробная опись, сделанная в 1919 году, позволяет восстановить утраченный облик ансамбля: колокольню, церковь Иоанна Богослова, придорожную часовню и ограду в классицистическом стиле с портиками, пилястрами и капителями.
Художник Олег Николаевич Саулов — член Союза художников России, член-корреспондент Петровской академии наук, постоянный участник областных, зональных, межрегиональных и всероссийских выставок и пленэров. Уроженец города Кириши Ленинградской области, с 1989 года он живет и творит в Великом Новгороде. Его работы выставлены в том числе в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли.
Закладка каменного собора Сошествия Святого Духа, центрального в ансамбле, состоялась при владыке Моисее в 1357 году, до этого все постройки были деревянными. Это событие — второе в истории монастыря, которое нашло отражение в летописных хрониках.
В 1386 году обитель была сожжена новгородцами в числе других монастырей при приближении войск московского князя Дмитрия Донского.
Около 1557 года по велению игумена Ионы здесь появилась пятиглавая бесстолпная церковь Троицы с трапезной, подцерковьем и подвалом. Изящные пропорции, декор деревянных куполов, оригинальная кирпичная кладка делают ее одним из примечательных архитектурных памятников середины XVI столетия.
К 1582 году монастырь украшали уже три каменных храма: Троицы, Святого Духа и Николая Чудотворца.
Во время шведской оккупации (1611–1617 годы) кельи были сожжены, ограда разрушена, а церкви разграблены, однако в описи 1617 года уже снова отмечается богатое храмовое убранство. В 1685 году храм пострадал от пожара и к 1764-му значился в статусе третьего класса.
В 1786 году мужской Свято-Духов монастырь был упразднен (монахи были приписаны к Валаамскому) и возобновлен как женский.
В XIX веке начался новый виток истории обители: усердием игуменьи Максимиллы здесь появились каменные церковь, кельи, колокольня и ограда с башнями; свой вклад в восстановление обители внес император Александр I, пожертвовав на него 10 тысяч рублей.
В 1834 году монастырю был присвоен первый класс по классификации, введенной Екатериной II.
В 1920-е годы монастырь был закрыт, по его землям пролегла улица города.
Сейчас на его территории расположен Государственный архив, однако подробная опись, сделанная в 1919 году, позволяет восстановить утраченный облик ансамбля: колокольню, церковь Иоанна Богослова, придорожную часовню и ограду в классицистическом стиле с портиками, пилястрами и капителями.
Художник Олег Николаевич Саулов — член Союза художников России, член-корреспондент Петровской академии наук, постоянный участник областных, зональных, межрегиональных и всероссийских выставок и пленэров. Уроженец города Кириши Ленинградской области, с 1989 года он живет и творит в Великом Новгороде. Его работы выставлены в том числе в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли.