Людмила Уламовна Пассар (1950–2012), первая профессиональная нанайская художница, родилась в интеллигентной советской семье. Мать, Дарья Степановна, работала санитаркой ветеринарного фельдшера. Отец, Улама Васильевич, убежденный коммунист, был учителем истории, многое делал для того, чтобы поднять образование в амурских селах. Много раз Улама Пассара назначали директором еще не существовавших школ. В этих случаях семья в полном составе переезжала в новые места, где предстояло выстроить здание школы, привлечь педагогов, убедить родителей будущих учеников в важности обучения и наладить его процесс.
Неизменным в детстве Людмилы Пассар оставалось село Найхин, где она родилась и проводила много времени у бабушки Боли, мастерицы и рассказчицы. Там и сформировалась основа творчества будущей художницы.
В своих работах Людмила Уламовна знакомила мир с родовыми легендами народов Сибири. Разрабатывала богатые темы сказаний о нанайских родах.
Кроме детских воспоминаний, художница черпала вдохновение и собирала материал в экспедициях по селам Амура, записывала со слов старожилов местные сказки и предания. Устные рассказы она переносила в листы берестяных вырезок, снабжая каждую работу словесным описанием на обороте.
Одно из таких преданий повествует об охотнике из рода Киле. Однажды он погнался за диким оленем-изюбром («бочан»), долго преследовал его, а когда стемнело, вынужден был заночевать прямо на поляне под раскидистым дубом. Во сне охотнику явилась прекрасная девушка и попросила взять ее в жены. Она и была тем изюбром, который завел охотника на поляну. Человек ответил, что у него уже есть любимая жена, и отказался. На следующую ночь все повторилось. В третью ночь девушка-изюбр заявила охотнику, что он не сможет выйти из тайги без ее помощи и погибнет, если отвергнет ее любовь. Тогда мужчина согласился взять ее второй женой. Дети, родившиеся от этого брака, стали первыми из рода Оненко.
Самобытное искусство нанайцев в творчестве Людмилы Пассар проявилось в выборе не только тем, но и такого необычного материала, как тонкие берестяные листы. Все это делает произведения художницы по-настоящему уникальными.
Неизменным в детстве Людмилы Пассар оставалось село Найхин, где она родилась и проводила много времени у бабушки Боли, мастерицы и рассказчицы. Там и сформировалась основа творчества будущей художницы.
В своих работах Людмила Уламовна знакомила мир с родовыми легендами народов Сибири. Разрабатывала богатые темы сказаний о нанайских родах.
Кроме детских воспоминаний, художница черпала вдохновение и собирала материал в экспедициях по селам Амура, записывала со слов старожилов местные сказки и предания. Устные рассказы она переносила в листы берестяных вырезок, снабжая каждую работу словесным описанием на обороте.
Одно из таких преданий повествует об охотнике из рода Киле. Однажды он погнался за диким оленем-изюбром («бочан»), долго преследовал его, а когда стемнело, вынужден был заночевать прямо на поляне под раскидистым дубом. Во сне охотнику явилась прекрасная девушка и попросила взять ее в жены. Она и была тем изюбром, который завел охотника на поляну. Человек ответил, что у него уже есть любимая жена, и отказался. На следующую ночь все повторилось. В третью ночь девушка-изюбр заявила охотнику, что он не сможет выйти из тайги без ее помощи и погибнет, если отвергнет ее любовь. Тогда мужчина согласился взять ее второй женой. Дети, родившиеся от этого брака, стали первыми из рода Оненко.
Самобытное искусство нанайцев в творчестве Людмилы Пассар проявилось в выборе не только тем, но и такого необычного материала, как тонкие берестяные листы. Все это делает произведения художницы по-настоящему уникальными.