Художница Людмила Уламовна Пассар получила не только художественное, но и педагогическое образование сначала в Николаевске-на-Амуре, затем в институте имени А.И. Герцена в Ленинграде.
В 1975 году она попала по распределению в нанайское село Нижние Халбы, вела черчение и рисование, художественные кружки. Несмотря на завидные условия работы (нижнехабловская школа располагалась в каменном двухэтажном здании с отдельным жилым домом для учителей), Людмила Уламовна предпочла перевестись в скромную среднюю школу села Найхин, в родные места. Здесь молодая учительница стала вести домоводство у девочек и факультатив по прикладному искусству, продолжала заниматься творчеством. Вышла замуж, появились дети.
Вскоре в отделении Союза художников Комсомольска-на-Амуре узнали о необычном таланте Пассар и пригласили ее работать в художественно-промышленных мастерских. Художница согласилась, и в 1979 году ее работы украсили региональную выставку в Чите, заслужив похвалы жюри и зрителей.
Последующие годы были наполнены творческими поездками, выставками, признанием коллег и искусствоведов. В 1991 году Людмила Уламовна стала членом Союза художников.
Совершенствуя авторский почерк, изучая мифологию и древнее искусство орнамента, Людмила Пассар создала серии панно-гербов, ряд иллюстраций с персонажами мифопоэтического пантеона, огромный для берестяного изделия триптих, посвященный легенде о Трех Солнцах. Традиционные узоры в ее работах приобрели значение геральдического знака.
Народное искусство нанайцев тесно связано с мифологией, обожествлением природы. Мощная и суровая река Амур с ее змеиными изгибами и серовато-черными водами издавна ассоциировалась с могучим драконом — то щедрым, то жестоким, требующим почтения и задабривания. По мнению исследователя дальневосточного декоративно-прикладного искусства Нины Ильиничны Каплан, именно спиралевидный облик дракона лег в основу своеобразного амурского орнамента.
Известны три ипостаси дракона: земной — мудур, небесный — сиймур и водный — пуймур.
Фигурируют драконы и на представленной работе Людмилы Пассар. Тигр — тотемный покровитель нескольких родов — почитался как слуга дракона мудура, передающий ему людские просьбы.
Как было принято у амурских мастеров, художница изобразила тигра в виде личины, соблюдая особенности иносказательного почитания зверя. В сплетениях линий можно различить нос, приоткрытую пасть, прижатые уши, четыре полоски на теле тигра, как бы взирающего снизу вверх на Хозяина-Дракона.
В 1975 году она попала по распределению в нанайское село Нижние Халбы, вела черчение и рисование, художественные кружки. Несмотря на завидные условия работы (нижнехабловская школа располагалась в каменном двухэтажном здании с отдельным жилым домом для учителей), Людмила Уламовна предпочла перевестись в скромную среднюю школу села Найхин, в родные места. Здесь молодая учительница стала вести домоводство у девочек и факультатив по прикладному искусству, продолжала заниматься творчеством. Вышла замуж, появились дети.
Вскоре в отделении Союза художников Комсомольска-на-Амуре узнали о необычном таланте Пассар и пригласили ее работать в художественно-промышленных мастерских. Художница согласилась, и в 1979 году ее работы украсили региональную выставку в Чите, заслужив похвалы жюри и зрителей.
Последующие годы были наполнены творческими поездками, выставками, признанием коллег и искусствоведов. В 1991 году Людмила Уламовна стала членом Союза художников.
Совершенствуя авторский почерк, изучая мифологию и древнее искусство орнамента, Людмила Пассар создала серии панно-гербов, ряд иллюстраций с персонажами мифопоэтического пантеона, огромный для берестяного изделия триптих, посвященный легенде о Трех Солнцах. Традиционные узоры в ее работах приобрели значение геральдического знака.
Народное искусство нанайцев тесно связано с мифологией, обожествлением природы. Мощная и суровая река Амур с ее змеиными изгибами и серовато-черными водами издавна ассоциировалась с могучим драконом — то щедрым, то жестоким, требующим почтения и задабривания. По мнению исследователя дальневосточного декоративно-прикладного искусства Нины Ильиничны Каплан, именно спиралевидный облик дракона лег в основу своеобразного амурского орнамента.
Известны три ипостаси дракона: земной — мудур, небесный — сиймур и водный — пуймур.
Фигурируют драконы и на представленной работе Людмилы Пассар. Тигр — тотемный покровитель нескольких родов — почитался как слуга дракона мудура, передающий ему людские просьбы.
Как было принято у амурских мастеров, художница изобразила тигра в виде личины, соблюдая особенности иносказательного почитания зверя. В сплетениях линий можно различить нос, приоткрытую пасть, прижатые уши, четыре полоски на теле тигра, как бы взирающего снизу вверх на Хозяина-Дракона.