Нанайская мастерица Людмила Уламовна Пассар (1950–2012) родилась в селе Найхин, любила наблюдать за работой рукодельниц и слушать древние предания. Благодаря бабушке Боли девочка выучила нанайский язык и в семь лет, вдохновляясь легкостью тюлевых занавесок, стала создавать бумажные орнаменты («Хорошо режет, не портит узор», — хвалила ее бабушка). Получившуюся коллекцию изящных вырезок отец юной мастерицы отвез в село Троицкое на выставку детского творчества. Работы не приняли, усомнившись, что их сделал ребенок.
После школы Людмила Пассар отправилась в педагогическое училище Николаевска-на-Амуре, а затем втайне от родных поехала в Ленинград учиться на художника-графика в институте имени А.И. Герцена. Приобщение к культурной жизни Ленинграда органично переплелось с интересом художницы к этническим корням, легендам своего народа.
Излюбленной техникой Людмилы Уламовны стала берестяная вырезка. Ажурная вязь ее работ, впитавшая стиль образцов XVIII — начала XX века, несомненно близка к традиционному искусству нанайцев.
Более 30 лет мастерица посвятила разработке темы сказаний о родах Пассар, Бельды, Ходжер, Самар и других. Во всех родах первые люди рождались от чудесной встречи прародительницы (или прародителя) с тотемным покровителем: тигром, оленем, медведем или орлом.
Легенда о роде Самар гласит, что некогда в деревне умерли от эпидемии все жители, осталась одна девушка. Однажды ей на плечо упал помет кружившего в небе орла. Вскоре девушка забеременела и родила сына. Мальчик вырос, купил жену, и у них родились три сына, которые стали «храбрыми людьми», первыми в роде Самар — самагирами.
Первые самагиры, кочевавшие по тайге, в XVII веке перебрались в район реки Горин. Между землями их и местных нанайских племен, гольдов, пролегала «пустая полоса в 120–130 верст, где лишь временно проживали в зимовьях самагирские и гольдские охотники». Эта граница между пришлыми кочевниками и оседлыми рыболовами стерлась к началу XX века.
Народы Приамурья издавна почитали орла-Гусиэ как воплощение бога-демиурга Боа Эндурни. Согласно преданию, когда не было еще ни земли, ни воды, он летал «над хлябями», увидел На Эндурни — нижнего бога Земли в образе старушки. Выпросив у нее немного земли, он раскидал ее над илом, создав сушу, холмы и горы, вокруг которых выступила вода.
Работы Людмилы Пассар участвовали во многих зональных, краевых, всесоюзных и республиканских выставках, хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Загорска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Японии.
После школы Людмила Пассар отправилась в педагогическое училище Николаевска-на-Амуре, а затем втайне от родных поехала в Ленинград учиться на художника-графика в институте имени А.И. Герцена. Приобщение к культурной жизни Ленинграда органично переплелось с интересом художницы к этническим корням, легендам своего народа.
Излюбленной техникой Людмилы Уламовны стала берестяная вырезка. Ажурная вязь ее работ, впитавшая стиль образцов XVIII — начала XX века, несомненно близка к традиционному искусству нанайцев.
Более 30 лет мастерица посвятила разработке темы сказаний о родах Пассар, Бельды, Ходжер, Самар и других. Во всех родах первые люди рождались от чудесной встречи прародительницы (или прародителя) с тотемным покровителем: тигром, оленем, медведем или орлом.
Легенда о роде Самар гласит, что некогда в деревне умерли от эпидемии все жители, осталась одна девушка. Однажды ей на плечо упал помет кружившего в небе орла. Вскоре девушка забеременела и родила сына. Мальчик вырос, купил жену, и у них родились три сына, которые стали «храбрыми людьми», первыми в роде Самар — самагирами.
Первые самагиры, кочевавшие по тайге, в XVII веке перебрались в район реки Горин. Между землями их и местных нанайских племен, гольдов, пролегала «пустая полоса в 120–130 верст, где лишь временно проживали в зимовьях самагирские и гольдские охотники». Эта граница между пришлыми кочевниками и оседлыми рыболовами стерлась к началу XX века.
Народы Приамурья издавна почитали орла-Гусиэ как воплощение бога-демиурга Боа Эндурни. Согласно преданию, когда не было еще ни земли, ни воды, он летал «над хлябями», увидел На Эндурни — нижнего бога Земли в образе старушки. Выпросив у нее немного земли, он раскидал ее над илом, создав сушу, холмы и горы, вокруг которых выступила вода.
Работы Людмилы Пассар участвовали во многих зональных, краевых, всесоюзных и республиканских выставках, хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Загорска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Японии.