Речь Степана Разина к голытьбе
Время создания
1924
Размер
16,4x34,8 см
Техника
темперная живопись
Выставка
4
Открыть в приложении#1
И. И. Голиков
Речь Степана Разина к голытьбе
#2
#4
Миниатюру на деревянной доске «Речь Степана Разина к голытьбе» написал Иван Голиков в 1924 году. Художник был одним из основателей палехской лаковой миниатюры. Старожилы рассказывали, что Иван Голиков был малограмотным человеком. Но, благодаря исключительной интуиции и выдающемуся таланту, он стал создателем нового искусства.
#5
Палехская лаковая миниатюра выросла из иконописи. Село издревле славилось иконописцами, но после Октябрьской революции местным мастерам пришлось надолго отказаться от библейских сюжетов — в СССР не жаловали христианскую веру. Накопленный опыт художники перенесли в совершенно новые формы лаковых миниатюр, где главной темой стал человек.
#6
В начале творческого пути Иван Голиков в основном создавал незатейливые линейно-орнаментальные композиции. Но в дальнейшем он пришел к более сложным смысловым и ритмическим решениям. Главными персонажами его творчества стали реальные исторические личности. Мастер удивительно точно раскрывал их характеры.
#7
В композиции «Речь Степана Разина к голытьбе» Иван Голиков изобразил известного атамана. Герой стал предводителем крестьянского восстания 1670–1671 годов. Мастер написал Стеньку Разина в образе вождя и талантливого оратора, который способен увлечь за собой людей. Художнику удалось убедительно передать его энергичный характер.
#8
Психологическую характеристику тут получил каждый персонаж: среди соратников Стеньки Разина есть совсем молодые парни, есть воины, готовые к битве, а есть и молодцы-удальцы, для которых вольница всегда будет образом жизни. В расстановке этих фигур художник использовал сложные ритмические построения.
#9
Для палешан Разин был, прежде всего, героем народных песен. Художник воспринимал его как фольклорного персонажа, и поэтому изобразил атамана и его приближенных в сказочных одеждах. Также, эта композиция — одна из тех немногих работ художника, где важное место занял пейзаж.
#10
Техника работы перекликается с иконописными традициями. Мастер использовал характерное для своей манеры лично́е письмо — лица выразительны за счёт подвижности цветовой массы, их объём создаётся с помощью плавей. При письме плавями художники наносят краски тонкими жидкими слоями от темного тона к светлому. Так достигается эффект глубины и мягких переходов в объемах.
#11
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Речь Степана Разина к голытьбе
Время создания
1924
Размер
16,4x34,8 см
Техника
темперная живопись
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться