Пленение Игоря
Время создания
1935
Размер
25,8x21,5 см
Техника
темперная живопись
Выставка
3
Открыть в приложении#1
И.И. Голиков
Пленение Игоря
#2
#4
Пластину «Пленение Игоря» Иван Голиков создал в 1935 году. Он написал её как один из вариантов иллюстрации к юбилейному изданию «Слова о полку Игореве» 1930-х годов.
#5
Ещё в начале 1932 года Максим Горький советовал издательству Academia отдать заказ именно Ивану Голикову. Он писал поэту Дмитрию Семеновскому: «Привлекая к этой работе одного Голикова, „Академия“ обеспечит украшению книги художественное единство стиля».
#6
Рекомендацию приняли, и за предельно короткий срок (около двух лет) мастер подготовил около 100 эскизов. Художник создал красочные иллюстрации, заставки, концовки, инициальные буквы и, кроме того, написал в стиле древнерусского уставного письма текст «Слова», оформил обложку-титул. Работу высоко оценили критики: они говорили, что голиковские «миниатюры являют собой праздник красок-символов», и что «Иван Голиков вызвал к жизни то, что таила словесная вязь произведения». Сегодня это издание «Слова» 1934 года считают классикой палехской книжной иллюстрации.
#7
Пластину «Пленение Игоря» мастер создал чуть позже выхода книги — примерно спустя год. Его продолжала вдохновлять тема древних сражений. Он изобразил сцену битвы князя Игоря Святославича с половцами. Красочные слои здесь плотные и тяжелые, цвета звучат ярко, напряженно.
#8
Мастер написал каждого героя по-особенному: воины отличаются индивидуальными чертами лиц, жестами, разворотами фигур. Иногда излишнюю деформацию их тел связывают с неумением художника рисовать, ему приписывают элементарное незнание пропорций и масштабов человеческой фигуры. Но такая трактовка не видит главного: мастер подчеркивал невероятное напряжение боя, он писал поломанные, изувеченные в битве тела.
#9
Сам Иван Голиков побывал в 18-ти сражениях Первой мировой войны. Он видел ужас смерти и множество искалеченных тел. При этом образ разрушений не стал лейтмотивом его произведений. В сражениях у художника заложена своя, особенная символика. Смертельные битвы врагов тут становятся борьбой противоположностей. Композиции Ивана Голикова показывают противостояние, в котором нет ни победителей, ни побежденных. Они как будто напоминают, что борьба нового и старого вечна, как само мироздание.
#10
«Пленение Игоря» относится к позднему периоду его творчества. Исследователи отмечали, что в ранних иллюстрациях Иван Голиков писал сцены сражений несколько иначе. Большинство первых композиций строились в пирамидальной форме, с восходящим движением. В них легко было различить центральную часть — в то время как в поздних работах сложнее выделить единый смысловой центр.
#11
В ранних работах мастер изображал героев как будто в реальном мире, среди настоящего пейзажа — хоть и созданного условным языком палехской миниатюры. Со временем Иван Голиков стал сводить пейзажную часть к минимуму, либо убирать её совсем. В «Пленении Игоря» мастер изобразил битву на белом фоне — он как будто перенес событие в неземную стихию.
#12
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Пленение Игоря
Время создания
1935
Размер
25,8x21,5 см
Техника
темперная живопись
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться