Пластина «Артель древнерусской живописи» — единственная в своем роде. Она создана по специальному заказу для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, которая проходила в 1925 году в Париже. Пластина должна была предварять палехский отдел экспозиции. Отдельные ее части создали три величайших мастера палехского промысла: Александр Глазунов, Иван Голиков и Александр Котухин.
Палех — старинный центр иконописного промысла, известный с XVII века. Палехские иконописцы расписывали храмы по всей России и за рубежом. Они передавали мастерство из поколения в поколение, но после революции 1917 года правительство объявило борьбу с религией, и бывшим иконописцам пришлось адаптироваться к новым условиям.
5 декабря 1924 года мастера Палеха учредили «Артель древнерусской живописи». Ее участники разработали стиль нового искусства: он включал традиции русской иконописи, опыт лаковой миниатюры восточных стран и Западной Европы, а также достижения народного искусства.
С самого начала Артель помогала художникам постичь основы миниатюрной живописи на папье-маше. При этом художники использовали не масляную краску, как, например, Лукутинская фабрика в Федоскино, а традиционную для иконописи темперу — краску на основе яичного желтка. Яркие образы на черном фоне писали по мотивам сказок, былин и песен. При этом они сохраняли утонченность стиля русской иконы.
Основателями Артели стали Иван Голиков, Иван Баканов, братья Иван и Александр Зубковы, Иван Маркичев, братья Александр и Владимир Котухины. Первым председателем Артели выбрали Александра Котухина. В 1925 году в живописное сообщество вступили Алексей Ватагин, Григорий Баканов, Дмитрий Буторин, а в 1926 году — Иван Вакуров. Работы всех этих художников есть в собрании музея.
Важно, что мастера не ограничивались лишь шкатулками или коробочками: они расписывали брошки, бисерницы, бочонки, блокноты, марочницы, табакерки, портсигары, папиросницы, пудреницы, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы.
Первые опыты мастеров Палеха стали настоящей сенсацией, их работы на зарубежных выставках получили международное признание. Золотым периодом этого искусства были 1920–1930-е годы.
Палех — старинный центр иконописного промысла, известный с XVII века. Палехские иконописцы расписывали храмы по всей России и за рубежом. Они передавали мастерство из поколения в поколение, но после революции 1917 года правительство объявило борьбу с религией, и бывшим иконописцам пришлось адаптироваться к новым условиям.
5 декабря 1924 года мастера Палеха учредили «Артель древнерусской живописи». Ее участники разработали стиль нового искусства: он включал традиции русской иконописи, опыт лаковой миниатюры восточных стран и Западной Европы, а также достижения народного искусства.
С самого начала Артель помогала художникам постичь основы миниатюрной живописи на папье-маше. При этом художники использовали не масляную краску, как, например, Лукутинская фабрика в Федоскино, а традиционную для иконописи темперу — краску на основе яичного желтка. Яркие образы на черном фоне писали по мотивам сказок, былин и песен. При этом они сохраняли утонченность стиля русской иконы.
Основателями Артели стали Иван Голиков, Иван Баканов, братья Иван и Александр Зубковы, Иван Маркичев, братья Александр и Владимир Котухины. Первым председателем Артели выбрали Александра Котухина. В 1925 году в живописное сообщество вступили Алексей Ватагин, Григорий Баканов, Дмитрий Буторин, а в 1926 году — Иван Вакуров. Работы всех этих художников есть в собрании музея.
Важно, что мастера не ограничивались лишь шкатулками или коробочками: они расписывали брошки, бисерницы, бочонки, блокноты, марочницы, табакерки, портсигары, папиросницы, пудреницы, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы.
Первые опыты мастеров Палеха стали настоящей сенсацией, их работы на зарубежных выставках получили международное признание. Золотым периодом этого искусства были 1920–1930-е годы.