Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Иконы Балахны»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Распятие Христово

Время создания
середина XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
30x66 см
Техника
дерево, левкас, масло, темпера
1
Открыть в приложении
#5
Крестная смерть Спасителя описана во всех Евангелиях. Этот сюжет — один из самых распространенных в христианском искусстве Запада и Востока, однако его схема сложилась далеко не сразу.

До V века Распятие изображали условно: в виде креста и тернового венца, якоря как символа надежды (Евр. 6:19), рыбачьего трезубца. Позднее над крестом стали помещать полуфигуру Христа.

Буквальное изображение крестных страданий встречается не ранее второй четверти V века. К VI веку в Византии сложилась устойчивая композиция с предстоящими.

До IX века в сцене Распятия подчеркивали идею победы над смертью: Христа изображали с выпрямленным телом и открытыми глазами. Для более поздних памятников характерен уже акцент на человеческих страданиях Иисуса, Его физической смерти.

К XI веку в византийском искусстве сложился канон, сочетающий изображение крестных мук и величие предстоящего триумфа. Древнерусские иконописцы восприняли эту традицию.

Три канонических варианта композиции различаются количеством предстоящих. Это могут быть только Богоматерь и Иоанн Богослов; они же, Мария Магдалина и сотник Лонгин; святые жены, а также разбойники и воины.

Обязательны символические изображения Голгофы, под крестом — пещеры с черепом праотца Адама и иерусалимских стен на заднем плане.

На представленной иконе-миниатюре вся композиция заключена в полукруг.

Расположение фигур симметрично. Центральное место занимает распятый Христос: Его поза и закрытые глаза свидетельствуют о свершившейся смерти, но лик умиротворен. Справа от зрителя изображены любимый ученик Христа, усыновленный Им Богородице, Иоанн Богослов и римский сотник Лонгин. Стоя у креста и видя содрогание природы, он уверовал и воскликнул:
#6
Истинно Человек Сей был Сын Божий.
Мк. 15:39
#7
Слева от зрителя — Божия Матерь, Мария Магдалина и припавшая к кресту Марфа. Разбойник по правую руку от Спасителя обращен к Нему лицом, второй отвернулся. Два воина, вероятно, собираются перебить им голени, чтобы ускорить смерть.

Эта икона происходит из Владимирского придела церкви Рождества Христова города Балахны; была написана палехскими мастерами в 1830-х годах для праздничного чина иконостаса. Во второй половине XIX века Палех славился как гнездо исконно русского национального искусства.

В музей города Балахны на постоянное хранение памятник поступил 28 февраля 1977 года. В 1993 году в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении были проведены реставрационные работы под руководством Валерия Фёдоровича Косушкина.
#8
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Распятие Христово

Время создания
середина XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
30x66 см
Техника
дерево, левкас, масло, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%