Крестная смерть Спасителя описана во всех Евангелиях. Этот сюжет — один из самых распространенных в христианском искусстве Запада и Востока, однако его схема сложилась далеко не сразу.
До V века Распятие изображали условно: в виде креста и тернового венца, якоря как символа надежды (Евр. 6:19), рыбачьего трезубца. Позднее над крестом стали помещать полуфигуру Христа.
Буквальное изображение крестных страданий встречается не ранее второй четверти V века. К VI веку в Византии сложилась устойчивая композиция с предстоящими.
До IX века в сцене Распятия подчеркивали идею победы над смертью: Христа изображали с выпрямленным телом и открытыми глазами. Для более поздних памятников характерен уже акцент на человеческих страданиях Иисуса, Его физической смерти.
К XI веку в византийском искусстве сложился канон, сочетающий изображение крестных мук и величие предстоящего триумфа. Древнерусские иконописцы восприняли эту традицию.
Три канонических варианта композиции различаются количеством предстоящих. Это могут быть только Богоматерь и Иоанн Богослов; они же, Мария Магдалина и сотник Лонгин; святые жены, а также разбойники и воины.
Обязательны символические изображения Голгофы, под крестом — пещеры с черепом праотца Адама и иерусалимских стен на заднем плане.
На представленной иконе-миниатюре вся композиция заключена в полукруг.
Расположение фигур симметрично. Центральное место занимает распятый Христос: Его поза и закрытые глаза свидетельствуют о свершившейся смерти, но лик умиротворен. Справа от зрителя изображены любимый ученик Христа, усыновленный Им Богородице, Иоанн Богослов и римский сотник Лонгин. Стоя у креста и видя содрогание природы, он уверовал и воскликнул:
До V века Распятие изображали условно: в виде креста и тернового венца, якоря как символа надежды (Евр. 6:19), рыбачьего трезубца. Позднее над крестом стали помещать полуфигуру Христа.
Буквальное изображение крестных страданий встречается не ранее второй четверти V века. К VI веку в Византии сложилась устойчивая композиция с предстоящими.
До IX века в сцене Распятия подчеркивали идею победы над смертью: Христа изображали с выпрямленным телом и открытыми глазами. Для более поздних памятников характерен уже акцент на человеческих страданиях Иисуса, Его физической смерти.
К XI веку в византийском искусстве сложился канон, сочетающий изображение крестных мук и величие предстоящего триумфа. Древнерусские иконописцы восприняли эту традицию.
Три канонических варианта композиции различаются количеством предстоящих. Это могут быть только Богоматерь и Иоанн Богослов; они же, Мария Магдалина и сотник Лонгин; святые жены, а также разбойники и воины.
Обязательны символические изображения Голгофы, под крестом — пещеры с черепом праотца Адама и иерусалимских стен на заднем плане.
На представленной иконе-миниатюре вся композиция заключена в полукруг.
Расположение фигур симметрично. Центральное место занимает распятый Христос: Его поза и закрытые глаза свидетельствуют о свершившейся смерти, но лик умиротворен. Справа от зрителя изображены любимый ученик Христа, усыновленный Им Богородице, Иоанн Богослов и римский сотник Лонгин. Стоя у креста и видя содрогание природы, он уверовал и воскликнул: