«Моление о чаше» — распространенный иконографический сюжет, в основе которого лежат тексты Евангелий от Марка, Матфея и Луки (Иоанн только кратко упоминает его).
Накануне предательства Иуды, ареста и последующих крестных страданий, предвидя их, Христос отправился в Гефсиманский сад, где и прежде уединялся для молитвы. Взяв троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, — Он удалился в глубину сада, где молился Небесному Отцу Своему, чтобы укрепить дух перед грядущими испытаниями.
Исследователи сравнивают сад в Гефсимании с Эдемским садом: в одном свершилось грехопадение человека, в другом начинаются искупительные страдания за род людской. Пав «на лице Свое», Христос благословляет землю, проклятую за грех Адама.
В тоске, ужасе, в обращенных к ученикам словах «душа Моя скорбит смертельно» Иисус впервые предстал перед апостолами во всем уничижении человеческой природы.
Трижды Он отходил от учеников, призывая их бодрствовать и молиться с Ним вместе, и трижды взывал к Отцу. Борьба человеческой и Божественной сущностей сильнее всего чувствуются в первой молитве, в просьбе, если возможно, отвратить чашу; вторая молитва, как и третья, повторяющая ее, исполнена готовности в полноте принять волю Всевышнего. Чаша, о которой говорит Христос, — переполненная чаша людских грехов. Митрополит Московский Филарет пишет, что эта чаша могла бы потопить весь мир, если бы Спаситель один не принял и не осушил ее.
Самые древние иконы, написанные на этот сюжет византийскими мастерами, датируются XI веком. Им соответствует сюжет представленной иконы-миниатюры: в отдалении от молящегося Христа — апостолы, уснувшие «от печали», а над Ним — ангел с чашей в руке, посланный утешить и укрепить Сына Божия.
Интересна композиция образа. Коленопреклоненный Иисус занимает правую часть иконного пространства, апостолы и ангел помещены слева; в центре же оказывается свет, нисходящий на Спасителя с неба как благословение божие. Чистые цвета, которыми написаны фигуры, выделяются на преимущественно темно-коричневом фоне.
Икона принадлежала Владимирскому приделу церкви Рождества Христова города Балахны. Написана в 1830-х годах палехскими мастерами для праздничного чина иконостаса. В музее с 28 февраля 1977 года, в 1994 году реставрировалась сотрудниками Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством Валерия Фёдоровича Косушкина.
Накануне предательства Иуды, ареста и последующих крестных страданий, предвидя их, Христос отправился в Гефсиманский сад, где и прежде уединялся для молитвы. Взяв троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, — Он удалился в глубину сада, где молился Небесному Отцу Своему, чтобы укрепить дух перед грядущими испытаниями.
Исследователи сравнивают сад в Гефсимании с Эдемским садом: в одном свершилось грехопадение человека, в другом начинаются искупительные страдания за род людской. Пав «на лице Свое», Христос благословляет землю, проклятую за грех Адама.
В тоске, ужасе, в обращенных к ученикам словах «душа Моя скорбит смертельно» Иисус впервые предстал перед апостолами во всем уничижении человеческой природы.
Трижды Он отходил от учеников, призывая их бодрствовать и молиться с Ним вместе, и трижды взывал к Отцу. Борьба человеческой и Божественной сущностей сильнее всего чувствуются в первой молитве, в просьбе, если возможно, отвратить чашу; вторая молитва, как и третья, повторяющая ее, исполнена готовности в полноте принять волю Всевышнего. Чаша, о которой говорит Христос, — переполненная чаша людских грехов. Митрополит Московский Филарет пишет, что эта чаша могла бы потопить весь мир, если бы Спаситель один не принял и не осушил ее.
Самые древние иконы, написанные на этот сюжет византийскими мастерами, датируются XI веком. Им соответствует сюжет представленной иконы-миниатюры: в отдалении от молящегося Христа — апостолы, уснувшие «от печали», а над Ним — ангел с чашей в руке, посланный утешить и укрепить Сына Божия.
Интересна композиция образа. Коленопреклоненный Иисус занимает правую часть иконного пространства, апостолы и ангел помещены слева; в центре же оказывается свет, нисходящий на Спасителя с неба как благословение божие. Чистые цвета, которыми написаны фигуры, выделяются на преимущественно темно-коричневом фоне.
Икона принадлежала Владимирскому приделу церкви Рождества Христова города Балахны. Написана в 1830-х годах палехскими мастерами для праздничного чина иконостаса. В музее с 28 февраля 1977 года, в 1994 году реставрировалась сотрудниками Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством Валерия Фёдоровича Косушкина.