Игорь Симонов написал картину «Путеобходчик» в 1962 году. Он застал самые последние годы этой профессии: к концу 1960-х должность заменили на другую — «монтер пути». Но до этого движение поездов без обходчиков было немыслимо: они следили за состоянием железных дорог и гарантировали их безопасность.
Обходчик должен был досконально знать каждую шпалу на своем участке длиной 7-8 километров. Малейшее изменение в кривизне рельсов или разболтанная гайка — и мастер немедленно исправлял дефект. Если поломку не выходило починить самостоятельно (например, лопнул рельс), обходчик останавливал приближающийся поезд и вызывал ремонтную бригаду. В жару и в холод, в проливной дождь и в метель — он всегда был на страже, предотвращая возможные катастрофы.
Художник Игорь Симонов начал последовательно обращаться к сюжетам о суровых тружениках в начале 1950-х годов, еще во время учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Причем этот интерес возник у него не на пустом месте: в военное время он освоил профессию фрезеровщика на Уралмашзаводе, где на собственном опыте пережил все сложности физического труда.
Уже в 1960-е годы советские власти по достоинству оценили его художественные работы. Считалось, что Симонов создавал эталонные произведения о рабочих-ударниках, его крупные полотна в духе «сурового стиля» активно выставлялись в стране и даже за рубежом. В собрании музея можно увидеть примеры его важнейших работ, прославляющие трудовые подвиги: «Литейщики» 1959 года и «Мои герои» 1964-го.
При этом картина «Путеобходчик» немного выбивается из общего ряда. В отличие от упрощенных по сюжету масштабных произведений, где автор подчеркнуто брутально изображал рабочих-энтузиастов, здесь показан обычный, слегка уставший человек.
Симонов запечатлел смотрителя крупным планом: практически вся композиция сведена к тяжелой фигуре, которая заметно выделяется на фоне заснеженной глуши. Он передал ее немного условно, не выверяя объемы, без какой-либо сложной позы или драматических жестов. Отсутствие лишних деталей позволяет всмотреться в лицо героя и увидеть в нем не столько рабочий напор и мощь закаленного духа, сколько смирение и стойкую готовность продолжать свой нелегкий путь. Создав этот правдивый образ, художник позволил себе слегка отклониться от привычного курса.
Обходчик должен был досконально знать каждую шпалу на своем участке длиной 7-8 километров. Малейшее изменение в кривизне рельсов или разболтанная гайка — и мастер немедленно исправлял дефект. Если поломку не выходило починить самостоятельно (например, лопнул рельс), обходчик останавливал приближающийся поезд и вызывал ремонтную бригаду. В жару и в холод, в проливной дождь и в метель — он всегда был на страже, предотвращая возможные катастрофы.
Художник Игорь Симонов начал последовательно обращаться к сюжетам о суровых тружениках в начале 1950-х годов, еще во время учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Причем этот интерес возник у него не на пустом месте: в военное время он освоил профессию фрезеровщика на Уралмашзаводе, где на собственном опыте пережил все сложности физического труда.
Уже в 1960-е годы советские власти по достоинству оценили его художественные работы. Считалось, что Симонов создавал эталонные произведения о рабочих-ударниках, его крупные полотна в духе «сурового стиля» активно выставлялись в стране и даже за рубежом. В собрании музея можно увидеть примеры его важнейших работ, прославляющие трудовые подвиги: «Литейщики» 1959 года и «Мои герои» 1964-го.
При этом картина «Путеобходчик» немного выбивается из общего ряда. В отличие от упрощенных по сюжету масштабных произведений, где автор подчеркнуто брутально изображал рабочих-энтузиастов, здесь показан обычный, слегка уставший человек.
Симонов запечатлел смотрителя крупным планом: практически вся композиция сведена к тяжелой фигуре, которая заметно выделяется на фоне заснеженной глуши. Он передал ее немного условно, не выверяя объемы, без какой-либо сложной позы или драматических жестов. Отсутствие лишних деталей позволяет всмотреться в лицо героя и увидеть в нем не столько рабочий напор и мощь закаленного духа, сколько смирение и стойкую готовность продолжать свой нелегкий путь. Создав этот правдивый образ, художник позволил себе слегка отклониться от привычного курса.