Использовалась для прядения из кудели (очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения) нитей пряжи.
Прялка состоит из плоского прямоугольного гребня-лопаски, ножки и плоского основания донца, вырезанных из цельного куска дерева. Лопаска в виде гребня с двумя полукруглыми углублениями в верхней части и аналогично в устье, с двумя отверстиями для кудели. Ножка точёная, с равномерными поясками с перехватом, завершающаяся маленьким стояном. Донце лопатообразное.
Лопасть расписана с обеих сторон, лицевая сторона окрашена в синий цвет, с «кустом»: у основания маленькая роза, чуть выше — большая, выше ее — 3 маленькие розы. По бокам 2 птицы темно-желтого цвета. На обороте лопаска (рабочая часть прялки) окрашена в светло-зеленый цвет, изображена композиция, в виде цветущего дерева, с сидящими на нем птицами. У основания маленькая роза, 9 цветков расположены по оси симметрии. Цвет росписи красный, белый, черный, желтый. Ножка окрашена в черный, красный, зеленый, желтый цвет. Донце синего цвета.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Поэтому она имела большое значение в хозяйственной и духовной жизни людей. У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчёлы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.
Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет.
Прялка считалась лучшим подарком девушке от жениха и замужней женщине от мужа. Обычно у каждой женщины имелось несколько прялок, которым придавалось ритуальное значение.
Прялка состоит из плоского прямоугольного гребня-лопаски, ножки и плоского основания донца, вырезанных из цельного куска дерева. Лопаска в виде гребня с двумя полукруглыми углублениями в верхней части и аналогично в устье, с двумя отверстиями для кудели. Ножка точёная, с равномерными поясками с перехватом, завершающаяся маленьким стояном. Донце лопатообразное.
Лопасть расписана с обеих сторон, лицевая сторона окрашена в синий цвет, с «кустом»: у основания маленькая роза, чуть выше — большая, выше ее — 3 маленькие розы. По бокам 2 птицы темно-желтого цвета. На обороте лопаска (рабочая часть прялки) окрашена в светло-зеленый цвет, изображена композиция, в виде цветущего дерева, с сидящими на нем птицами. У основания маленькая роза, 9 цветков расположены по оси симметрии. Цвет росписи красный, белый, черный, желтый. Ножка окрашена в черный, красный, зеленый, желтый цвет. Донце синего цвета.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Поэтому она имела большое значение в хозяйственной и духовной жизни людей. У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчёлы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.
Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет.
Прялка считалась лучшим подарком девушке от жениха и замужней женщине от мужа. Обычно у каждой женщины имелось несколько прялок, которым придавалось ритуальное значение.