Постановщик спектакля «Жизнь человека» по пьесе Л.Н. Андреева — В.Э. Мейерхольд. Премьера 22.02.1907. Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской
Программа спектакля «Жизнь человека»
Время создания
1907
Место создания
Россия. Санкт-Петербург
Размер
19,5x13,2 см
Техника
Бумага, печать
Выставка
7
Открыть в приложении#1
Калмаков Н.К.
Программа спектакля «Жизнь человека»
#2
#6
Пожалуй, самой репертуарной русской символистской пьесой была «Жизнь человека» Л.Н. Андреева. С ее постановками связано множество и художественных и режиссерских находок. Тем интереснее рассмотреть насколько разными получились афиши спектаклей. Так, например, афиша сборного вечера, в одном из отделений которого шел спектакль — и зритель буквально видит афишу внутри афиши. В правой части на желтом фоне расположен рисунок, на котором мы видим то ли живого то ли мертвого человека в плаще — это Некто в сером, инфернальный персонаж этой пьесы. Поверх рисунка написана вся информация о спектакле. Единое стилевое и цветовое решение рисунка и шрифта, полнота информации заставляют нас думать о возможном использовании афиши и в ином контексте, и в качестве самостоятельного произведения.
В программе спектакля театра В.Ф. Комиссаржевской по той же пьесе (худ. Н.К. Калмаков) ключевой живописный образ сложно идентифицировать. Что это? Дерево или когтистая лапа зверя, скорее всего, это тот же персонаж — некто в сером, но лишенный антропоморфных черт. Вокруг него, по-видимому, фигурки людей, таких же безликих и одинаковых как главные герои пьесы. И все обрамлено зеленоватым дымком и струями крови. Это сочетание серо-фиолетового, зеленого, красного и размытости рисунка пробуждало в зрителе чувство неясной тревоги, неуверенности и, тем самым, заранее настраивала на восприятие символистского спектакля.
В программе спектакля театра В.Ф. Комиссаржевской по той же пьесе (худ. Н.К. Калмаков) ключевой живописный образ сложно идентифицировать. Что это? Дерево или когтистая лапа зверя, скорее всего, это тот же персонаж — некто в сером, но лишенный антропоморфных черт. Вокруг него, по-видимому, фигурки людей, таких же безликих и одинаковых как главные герои пьесы. И все обрамлено зеленоватым дымком и струями крови. Это сочетание серо-фиолетового, зеленого, красного и размытости рисунка пробуждало в зрителе чувство неясной тревоги, неуверенности и, тем самым, заранее настраивала на восприятие символистского спектакля.
#3
И вы, пришедшие сюда для забавы, вы, обреченные смерти, смотрите и слушайте: вот далеким и призрачным эхом пройдет перед вами, с ее скорбями и радостями, быстротечная жизнь Человека.
Л. Андреев. Жизнь человека
#4
В пьесе Андреева действуют маски — метафорические, не буквальные. Ни один из персонажей не получил личного имени, даже главный герой назван просто Человеком. Кроме него на сцене появляются Жена Человека, Друзья Человека, Враги Человека, Гости, Соседи, Пьяницы, Наследники, Музыканты и, наконец, самая загадочная фигура из всех действующих лиц — Некто в сером. Зрителям предлагается самим решить, что или кого Он олицетворяет — Бога, Судьбу, Рок, просто безучастного наблюдателя?
#5
Калмаков Н.К. Эскиз костюма к спектаклю «Саломея»
В 1907 году Калмаков участвовал в выставке «Союза русских художников». Необычная тематика работ и своеобразная художественная манера Калмакова сразу обратили на себя внимание критиков. А.Н. Бенуа причислил его к художникам-символистам.
В театр Калмакова привел режиссер Н.Н. Евреинов, пригласив в 1908 году участвовать в оформлении спектакля «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда в Театре В.Ф. Комиссаржевской. Спектакль был запрещен по решению Священного Синода. Генеральная репетиция 27 октября 1908 года стала театральной легендой. Сохранились эскизы декораций и костюмов, выполненные Калмаковым. И хотя это была его первая театральная работа, ничто не выдает в ней дебютанта. Художник создал прихотливый, необычный визуальный образ спектакля.
В театр Калмакова привел режиссер Н.Н. Евреинов, пригласив в 1908 году участвовать в оформлении спектакля «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда в Театре В.Ф. Комиссаржевской. Спектакль был запрещен по решению Священного Синода. Генеральная репетиция 27 октября 1908 года стала театральной легендой. Сохранились эскизы декораций и костюмов, выполненные Калмаковым. И хотя это была его первая театральная работа, ничто не выдает в ней дебютанта. Художник создал прихотливый, необычный визуальный образ спектакля.
#7
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Программа спектакля «Жизнь человека»
Время создания
1907
Место создания
Россия. Санкт-Петербург
Размер
19,5x13,2 см
Техника
Бумага, печать
Выставка
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться