Слово «афиша» произошло от французского «affine» и означает объявление, вид рекламы и оповещение о спектаклях и других художественных и увеселительных мероприятиях. В Древнем Египте, Греции и Древнем Риме афиши рисовались или вырезались на папирусах, на окрашенных в белый цвет стенах здания или на особых деревянных досках.
Музей театрального и музыкального искусства
Театр на стене
архив
Thu Dec 10 2020 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)—Sun Apr 18 2021 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)#2
#4
При раскопках Помпеи были найдены таблички медные и деревянные с объявлениями. По сведениям археологов — предки современной афиши.
Рапопорт Е.А. Афиша как документ своей эпохи. История возникновения. Хранение типографских афиш
#5
В средние века о представлениях оповещали глашатаи, а распространение афиши получили с XVI века, прежде всего во Франции.
Афиша в России появилась в самом начале XVIII века. Употреблялись такие названия как: «комедиантские объявительные письма», «о комедии объявленные листы», «комедиантские ерлыки», «печатные зрелищные листочки». В это время в России уже существовало несколько основных типов театра — публичный, школьный, придворный, домашний. В каждом из них использовали свои способы информирования публики.
#6
В каждый период времени театральная афиша выполняла по отношению к театру различные задачи — от простого сообщения о представлении, до художественного произведения, создающего образ спектакля
Лапина К.В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов ХХ века
#11
Уже в XIX веке наряду с Афишей императорских театров появляются рекламные литографии, а к концу века распространяются рекламные открытки с портретами актеров. Отмена монополии Императорских театров в 1882 г. и появление частных театров значительно увеличило разнообразие рекламной продукции.
Назначение рекламы — информация, она может быть как словесной, так и изобразительной. Лаконичный образ спектакля, представляемый плакатом — эффектная реклама.
Открытка с Анной Павловой
#13
Единая стилистика печатной продукции, связанной с определенным театром или театральным явлением — не менее эффектна. Современные театры разрабатывают свой фирменный стиль (БДТ, БТК, МДТ, театр Ленсовета, Мастерская и т. д.), но об этом думали и 100 лет назад.
#12
Серов В.А. Плакат к первым гастролям Антрепризы С.П. Дягилева
Ранние спектакли Русских сезонов были оформлены художниками Мира искусства, эскизы этих же художников использовали в оформлении буклетов Сезонов, а для рекламы патриотических спектаклей 1914–1915 гг. больше подходил псевдо-русский стиль.
#14
Футуристы по-своему рекламировали свои спектакли, а афиши спектаклей Мейерхольда 1920–1930 гг. можно назвать конструктивистскими. Собственный стиль для театра Комедии создал Н.П. Акимов. Прослеживается четкий единый стиль логотипа, афиш и программ театра на Таганке. В современном Петербурге наиболее ярким представляется фирменный стиль БДТ.
Все эти явления, стили и художественные связи будут представлены на выставке.
Все эти явления, стили и художественные связи будут представлены на выставке.
Плакат к спектаклю «Царь Эдип» по трагедии Софокла. Сад и театр «Спартак» (бывший Апраксин)
#15
Акимов Н.П. Автопортрет
«Спектакль начинается с плаката», — заявляет Николай Павлович Акимов. «Театр начинается с афиши», — уточняет современный исследователь истории театральной афиши в России Ксения Валентиновна Лапина. И правда, прежде, чем попасть к знаменитой вешалке, нужно еще узнать о спектакле и захотеть пойти в театр.
#16
Ведущая свое происхождение от устной рекламы, печатная афиша — и в еще большей степени плакат — не только рассказывает «что-где-когда», но и подготавливает зрителя к восприятию сюжета, структуры и выразительных средств спектакля. И если сегодня первая функция становится все менее актуальной, то вторая только растет в своем значении.
Акимов Н.П. Плакат к спектаклю «Гамлет» У. Шекспира
#17
Кустодиев Б.М. Плакат к спектаклю «Блоха» Е.И. Замятина
Вынужденный рассчитывать лишь на быстрый взгляд пробегающего мимо потенциального театрального зрителя, художник, тем не менее, имеет все шансы зацепить его внимание эффектным и лаконичным визуальным образом, а все остальное «где-когда» обязательно найдется в Яндексе.
#18
В коллекции нашего музея хранится более 60 тысяч афиш, плакатов и программ к спектаклям и концертам с XVIII до XXI века.
Выставка «Театр на стене» посвящена театральной афише конца XIX — первой половины XX века. Это эпоха возникновения художественной афиши (когда главным остается текст, но уже присутствует изображение) и зарождения и быстрого развития театрального плаката.
Выставка состоит из разделов, соответствующих художественным направлениям начала XX века: афиши и программы модерна, афиши и программы в неорусском стиле, объединенный раздел, посвященный афишам символизма, футуризма и экспрессионизма, конструктивизм и фотомонтаж в афише, отдельно выделены афиши благотворительных спектаклей и концертов, а также плакаты Н.П. Акимова.
Выставка «Театр на стене» посвящена театральной афише конца XIX — первой половины XX века. Это эпоха возникновения художественной афиши (когда главным остается текст, но уже присутствует изображение) и зарождения и быстрого развития театрального плаката.
Выставка состоит из разделов, соответствующих художественным направлениям начала XX века: афиши и программы модерна, афиши и программы в неорусском стиле, объединенный раздел, посвященный афишам символизма, футуризма и экспрессионизма, конструктивизм и фотомонтаж в афише, отдельно выделены афиши благотворительных спектаклей и концертов, а также плакаты Н.П. Акимова.
Альфонс Муха. Плакат к спектаклю «Жисмонда» В. Сарду
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Адрес
Открыть в приложении
Поделиться