Авторы канонических Евангелий примерно одинаково описывают историю Иуды Искариота, причем Марк и Матфей отмечают, что Иуда называл Иисуса только Учителем, Равви, но никогда не Господом.
Он был призван Христом в числе первых 12 апостолов, назначен казначеем общины, отличался практичностью и был нечист на руку; по своей воле решил предать Господа и сообщил об этом первосвященникам. На Тайной вечере в кратком разговоре Иисус обличил намерения Иуды, но не остановил его. После лицемерного лобзания в Гефсиманском саду и осознания, к чему это привело, Иуда вернул полученные сребреники и совершил самоубийство (об этом пишет только евангелист Матфей). Примечательно, что это было именно раскаяние и сожаление об ошибке, а не покаяние перед Господом.
В богословии существует множество версий того, что побудило Иуду совершить предательство. Это и сребролюбие, и одержимость дьяволом, и разочарование в Иисусе как Мессии, и провокация, побуждавшая к активным действиям, и желание избегнуть мученической участи последователей Христа.
Глубинная причина заключается в непонимании истинного смысла учения Христова.
Греческий теолог Ориген Адамант прямо называл Иуду инструментом дьявола, впрочем, признавая, что он не смог «исторгнуть из своего сердца учение Иисуса», из-за чего и ужаснулся содеянному.
Василий Великий отмечает трагичность образа Иуды как ученика, не сумевшего сберечь и оправдать призвание.
Иоанн Златоуст в одной из своих «бесед» призывает:
Он был призван Христом в числе первых 12 апостолов, назначен казначеем общины, отличался практичностью и был нечист на руку; по своей воле решил предать Господа и сообщил об этом первосвященникам. На Тайной вечере в кратком разговоре Иисус обличил намерения Иуды, но не остановил его. После лицемерного лобзания в Гефсиманском саду и осознания, к чему это привело, Иуда вернул полученные сребреники и совершил самоубийство (об этом пишет только евангелист Матфей). Примечательно, что это было именно раскаяние и сожаление об ошибке, а не покаяние перед Господом.
В богословии существует множество версий того, что побудило Иуду совершить предательство. Это и сребролюбие, и одержимость дьяволом, и разочарование в Иисусе как Мессии, и провокация, побуждавшая к активным действиям, и желание избегнуть мученической участи последователей Христа.
Глубинная причина заключается в непонимании истинного смысла учения Христова.
Греческий теолог Ориген Адамант прямо называл Иуду инструментом дьявола, впрочем, признавая, что он не смог «исторгнуть из своего сердца учение Иисуса», из-за чего и ужаснулся содеянному.
Василий Великий отмечает трагичность образа Иуды как ученика, не сумевшего сберечь и оправдать призвание.
Иоанн Златоуст в одной из своих «бесед» призывает: