Жанровая картина «Последняя воля» создана художником, вышедшим из народа и не понаслышке знавшим о жизни, быте и традициях русского крестьянства. Николай Петрович Богданов-Бельский (20 декабря 1868 г. — 19 февраля 1945 г.), внебрачный сын батрачки, при крещении был записан Богдановым, то есть «Богом данным», а «Бельский», название родного уезда, позже добавил к фамилии сам (по другой версии, «дворянскую» добавку «Бельский» собственноручно вписал в его диплом император Николай II).
«Я так много лет провел в деревне, так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин», — писал Николай Петрович Богданов-Бельский.
В работе «Последняя воля» звучат важные для художника темы. Главный смысловой центр картины — охваченная скорбью семья, собравшаяся вокруг умирающего старика. Его образ решен практически монохромно, облик лишен жизни, одеяние и полог кровати написаны в неярких бежеватых тонах. По-другому решена одежда оплакивающих его родных — в пастельных и темных приглушенных оттенках. Мир покидающего жизнь человека будто контрастирует с миром живущих. Это подчеркивается и светотеневыми акцентами экспозиции.
При этом взгляд притягивает и тщательно выписанная фигурка мальчика на переднем плане картины. Художник сознательно отдаляет детскую фигурку, расположенную им справа, от взрослых героев своего полотна, показывая разные этапы жизни человека. Начало ее олицетворяет мир нетронутого печалями детства, окончание — горе и оплакивание любимых. Поза мальчика, непосредственный наклон головы и его искреннее любопытство противопоставляются центральной сцене, непоправимость которой ребенку пока неведома.
Полотно мастера «Последняя воля» — подлинная жемчужина уникальной коллекции Таганрогского художественного музея, обладающая к тому же удивительной историей. Картина пополнила собрание городского музея в 1920 году, еще при жизни художника. В период оккупации Таганрога во время Великой Отечественной войны художественный отдел музея понес значительные утраты, лишившись около 50 уникальных полотен. В числе утраченных картин была и «Последняя воля».
В начале нынешнего века полотно было обнаружено в частной немецкой коллекции. Сам коллекционер приобрел его в 2001 году на лондонском аукционе Christie. В результате переговоров, проведенных с владельцем Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия, и при содействии Трубной металлургической компании, выкупившей картину, она была доставлена в Россию и передана в музей в октябре 2008 года. В торжественной церемонии передачи произведения Таганрогскому художественному музею принимал участие министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев, сегодня — посол Российской Федерации в Ватикане.
«Я так много лет провел в деревне, так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин», — писал Николай Петрович Богданов-Бельский.
В работе «Последняя воля» звучат важные для художника темы. Главный смысловой центр картины — охваченная скорбью семья, собравшаяся вокруг умирающего старика. Его образ решен практически монохромно, облик лишен жизни, одеяние и полог кровати написаны в неярких бежеватых тонах. По-другому решена одежда оплакивающих его родных — в пастельных и темных приглушенных оттенках. Мир покидающего жизнь человека будто контрастирует с миром живущих. Это подчеркивается и светотеневыми акцентами экспозиции.
При этом взгляд притягивает и тщательно выписанная фигурка мальчика на переднем плане картины. Художник сознательно отдаляет детскую фигурку, расположенную им справа, от взрослых героев своего полотна, показывая разные этапы жизни человека. Начало ее олицетворяет мир нетронутого печалями детства, окончание — горе и оплакивание любимых. Поза мальчика, непосредственный наклон головы и его искреннее любопытство противопоставляются центральной сцене, непоправимость которой ребенку пока неведома.
Полотно мастера «Последняя воля» — подлинная жемчужина уникальной коллекции Таганрогского художественного музея, обладающая к тому же удивительной историей. Картина пополнила собрание городского музея в 1920 году, еще при жизни художника. В период оккупации Таганрога во время Великой Отечественной войны художественный отдел музея понес значительные утраты, лишившись около 50 уникальных полотен. В числе утраченных картин была и «Последняя воля».
В начале нынешнего века полотно было обнаружено в частной немецкой коллекции. Сам коллекционер приобрел его в 2001 году на лондонском аукционе Christie. В результате переговоров, проведенных с владельцем Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия, и при содействии Трубной металлургической компании, выкупившей картину, она была доставлена в Россию и передана в музей в октябре 2008 года. В торжественной церемонии передачи произведения Таганрогскому художественному музею принимал участие министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев, сегодня — посол Российской Федерации в Ватикане.