Художник Николай Богданов-Бельский написал картину «Помешанный» во второй половине XIX века. Он изобразил связанного после приступа безумия крестьянина средних лет, босого, в простой рубахе и штанах.
Мужчина сидит в дощатом сарае без окон на деревянных нарах, а его руки перехвачены за спиной веревкой и привязаны к столбу. Часть соломенной подстилки разбросана по полу, рубаха изорвана, на теле видны царапины. Судя по этим признакам, во время приступа безумия мужчину схватили, после потасовки обездвижили, связали и оставили одного.
Психиатрия развивалась в России так же медленно, как и в странах Европы. Со второй половины XIX века в стране стали строить первые государственные окружные больницы для душевнобольных. В ходе реформ Александра II в 1860-е годы лечение таких пациентов постепенно передавали местным органам самоуправления. В общественной психиатрии появились губернские и уездные, земские и городские больницы, психиатрические отделения простых больниц, амбулатории.
Однако из-за недостатка знаний о психических заболеваниях эти учреждения были скорее приютами с неоднозначными методами лечения: цепями, смирительными рубашками, обливаниями, «рвотным камнем» и слабительным, изоляцией.
В 1862 году гуманист и профессор психиатрии Александр Фрезе в своей книге «Об устройстве домов для умалишенных» писал, что душевнобольной, часто не признавая власти законов, готов нарушить их, «чтобы привести в исполнение свои несбыточные планы и дикие желания». Вследствие чего больной мог стать преступником, совершив злодеяния (убийство, поджог и прочее), однако при этом его не следовало считать виновным, потому что он был не в состоянии различить добро и зло. Но подобные изменения личности требовали немедленного «его удаления из мира здоровых».
Крестьяне могли рассчитывать на помощь в основном земской психиатрической больницы, но часто приходилось справляться своими силами или с помощью деревенского знахаря.
Художник-передвижник Николай Богданов-Бельский родился в 1868 году в Смоленской губернии. Он был внебрачным сыном батрачки, первую фамилию получил при крещении, а вторую взял в честь родного уезда Бельского.
Богданов-Бельский учился в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 по 1895 годы он учился у Ильи Репина в Академии художеств, а после уехал в Париж. В 1905 году Богданову-Бельскому присвоили звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии художеств.
Богданов-Бельский был членом Товарищества передвижников, председателем общества имени Куинджи. Он писал в основном жанровые картины, чаще всего посвященные образованию крестьянских детей, а также портреты и пейзажные этюды.
В 1920 году Богданов-Бельский перебрался в Латвию, где прожил 23 года. В 1944 году он тяжело заболел и поехал на операцию в Берлин. 19 февраля 1945 года художник умер. Богданова-Бельского похоронили в Берлине на русском кладбище Тегель.
Мужчина сидит в дощатом сарае без окон на деревянных нарах, а его руки перехвачены за спиной веревкой и привязаны к столбу. Часть соломенной подстилки разбросана по полу, рубаха изорвана, на теле видны царапины. Судя по этим признакам, во время приступа безумия мужчину схватили, после потасовки обездвижили, связали и оставили одного.
Психиатрия развивалась в России так же медленно, как и в странах Европы. Со второй половины XIX века в стране стали строить первые государственные окружные больницы для душевнобольных. В ходе реформ Александра II в 1860-е годы лечение таких пациентов постепенно передавали местным органам самоуправления. В общественной психиатрии появились губернские и уездные, земские и городские больницы, психиатрические отделения простых больниц, амбулатории.
Однако из-за недостатка знаний о психических заболеваниях эти учреждения были скорее приютами с неоднозначными методами лечения: цепями, смирительными рубашками, обливаниями, «рвотным камнем» и слабительным, изоляцией.
В 1862 году гуманист и профессор психиатрии Александр Фрезе в своей книге «Об устройстве домов для умалишенных» писал, что душевнобольной, часто не признавая власти законов, готов нарушить их, «чтобы привести в исполнение свои несбыточные планы и дикие желания». Вследствие чего больной мог стать преступником, совершив злодеяния (убийство, поджог и прочее), однако при этом его не следовало считать виновным, потому что он был не в состоянии различить добро и зло. Но подобные изменения личности требовали немедленного «его удаления из мира здоровых».
Крестьяне могли рассчитывать на помощь в основном земской психиатрической больницы, но часто приходилось справляться своими силами или с помощью деревенского знахаря.
Художник-передвижник Николай Богданов-Бельский родился в 1868 году в Смоленской губернии. Он был внебрачным сыном батрачки, первую фамилию получил при крещении, а вторую взял в честь родного уезда Бельского.
Богданов-Бельский учился в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 по 1895 годы он учился у Ильи Репина в Академии художеств, а после уехал в Париж. В 1905 году Богданову-Бельскому присвоили звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии художеств.
Богданов-Бельский был членом Товарищества передвижников, председателем общества имени Куинджи. Он писал в основном жанровые картины, чаще всего посвященные образованию крестьянских детей, а также портреты и пейзажные этюды.
В 1920 году Богданов-Бельский перебрался в Латвию, где прожил 23 года. В 1944 году он тяжело заболел и поехал на операцию в Берлин. 19 февраля 1945 года художник умер. Богданова-Бельского похоронили в Берлине на русском кладбище Тегель.