В 1945 году русскую коллекцию органично дополнили портреты якутских купцов кисти местных живописцев, ранее хранившиеся в Якутском краеведческом музее. В письменных свидетельствах путешественников, оказавшихся на далекой окраине Российской империи, всегда с удивлением отмечалось, что в Якутске было много искусных мастеров, писавших именитых горожан и расписывавших многочисленные церкви и соборы.
«Портрет якутского купца Соловьева» кисти неизвестного художника начала XIX века — пример живописи, в основе которой лежат приемы, приобретенные еще в начале ХVIII века и сохранявшиеся в российской провинции довольно долго, вплоть до начала ХIХ века. Это выражается и в манере исполнения портретов, несущих черты парсуны с ее замкнутой композицией, уплощенностью и статичностью. Подобный тип парадности требует высочайшего мастерства, как в портретном сходстве, так и в изображении материала и говорящих деталей — атрибутов купеческого сословия, — что и демонстрируют оба парных портрета: «Портрет якутского купца Соловьёва» и «Портрет купчихи». Неизвестный мастер блистательно работает с цветом, великолепно передает узоры на ткани, внимателен к деталям. Исследователь Е.Н. Банникова отмечает, что «своеобразие купеческого костюма заключалось не в том, что купцы носили какие-то особые вещи, которых, кроме них, не носил никто, а в сочетании вещей. Некоторые из них были заимствованы у „господ“, другие имели крестьянское происхождение, но отличались от своих народных образцов качеством и дороговизной».
Судя по монограмме на кольце с инициалами ВАС, изображен известный якутский купец Василий Афанасьевич Соловьёв, рожденный в 1769 году. На шейной ленте Святой Анны — золотая медаль «За усердие». Такими медалями награждали купцов, крестьян и мещан за различные услуги, оказанные правительству. Соловьёвы были известны своей благотворительностью, попечительской деятельностью, строительными делами. На пожертвования семьи Соловьёвых были построены пятиглавый православный собор Спаса Преображения и рядом с ним шатровая колокольня.
«Портрет якутского купца Соловьева» кисти неизвестного художника начала XIX века — пример живописи, в основе которой лежат приемы, приобретенные еще в начале ХVIII века и сохранявшиеся в российской провинции довольно долго, вплоть до начала ХIХ века. Это выражается и в манере исполнения портретов, несущих черты парсуны с ее замкнутой композицией, уплощенностью и статичностью. Подобный тип парадности требует высочайшего мастерства, как в портретном сходстве, так и в изображении материала и говорящих деталей — атрибутов купеческого сословия, — что и демонстрируют оба парных портрета: «Портрет якутского купца Соловьёва» и «Портрет купчихи». Неизвестный мастер блистательно работает с цветом, великолепно передает узоры на ткани, внимателен к деталям. Исследователь Е.Н. Банникова отмечает, что «своеобразие купеческого костюма заключалось не в том, что купцы носили какие-то особые вещи, которых, кроме них, не носил никто, а в сочетании вещей. Некоторые из них были заимствованы у „господ“, другие имели крестьянское происхождение, но отличались от своих народных образцов качеством и дороговизной».
Судя по монограмме на кольце с инициалами ВАС, изображен известный якутский купец Василий Афанасьевич Соловьёв, рожденный в 1769 году. На шейной ленте Святой Анны — золотая медаль «За усердие». Такими медалями награждали купцов, крестьян и мещан за различные услуги, оказанные правительству. Соловьёвы были известны своей благотворительностью, попечительской деятельностью, строительными делами. На пожертвования семьи Соловьёвых были построены пятиглавый православный собор Спаса Преображения и рядом с ним шатровая колокольня.