Алексей Алексеевич Моргунов — живописец, график, один из лидеров русского авангарда. Родился в 1884 году в Москве. Он внебрачный сын известного русского художника и пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова. Учился в Строгановском училище и в частных студиях Константина Коровина и Сергея Иванова. В 1904 году был принят в Московское товарищество художников.
Много путешествовал по Германии, Франции и Италии. Там Алексей Моргунов познакомился с произведениями старых мастеров, а также изучил современную западноевропейскую живопись. Его особенно увлекли барбизонцы и Эдуард Мане. Эта поездка стала стимулом для изучения истории искусства.
Вступив в общество «Бубновый валет», художник сблизился с Михаилом Ларионовым — одним из основоположников русского авангарда, — участвовал в его выставках. Влияние «Бубнового валета» на раннее творчество Алексея Моргунова было определяющим. Входил в группу «Объективный анализ», состоял членом Пролеткульта. Позднее тесное общение с Казимиром Малевичем вызвало в его творчестве появление кубофутуристических и аналогичных картин. Художники были соратниками и по эпатажным акциям. Известна их прогулка с деревянными ложками на лацканах пиджаков в 1914 году. Со второй половины 1920-х годов Моргунов обратился к традиционному фигуративному искусству.
«Дворик в Хосте», созданный в стилистике неопримитивизма, выдает сильное влияние французского искусства, в особенности экспрессивных тенденций модернистского течения — фовизма. Его характерные приемы — обобщение формы и пространства, объема и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.
Интересно, что с середины 1920-х годов Алексей Моргунов решительно отошел от традиций авангарда и других экспериментальных форм искусства. В дальнейшем обращался к соцреализму, создавая работы в том числе и в духе неоклассического стиля. В этом плане полотно «Дворик в Хосте», написанное художником незадолго до его смерти в 1931 году, — некий знак почтения к тем течениям искусства, к которым он тяготел в ранний период творчества.
Много путешествовал по Германии, Франции и Италии. Там Алексей Моргунов познакомился с произведениями старых мастеров, а также изучил современную западноевропейскую живопись. Его особенно увлекли барбизонцы и Эдуард Мане. Эта поездка стала стимулом для изучения истории искусства.
Вступив в общество «Бубновый валет», художник сблизился с Михаилом Ларионовым — одним из основоположников русского авангарда, — участвовал в его выставках. Влияние «Бубнового валета» на раннее творчество Алексея Моргунова было определяющим. Входил в группу «Объективный анализ», состоял членом Пролеткульта. Позднее тесное общение с Казимиром Малевичем вызвало в его творчестве появление кубофутуристических и аналогичных картин. Художники были соратниками и по эпатажным акциям. Известна их прогулка с деревянными ложками на лацканах пиджаков в 1914 году. Со второй половины 1920-х годов Моргунов обратился к традиционному фигуративному искусству.
«Дворик в Хосте», созданный в стилистике неопримитивизма, выдает сильное влияние французского искусства, в особенности экспрессивных тенденций модернистского течения — фовизма. Его характерные приемы — обобщение формы и пространства, объема и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.
Интересно, что с середины 1920-х годов Алексей Моргунов решительно отошел от традиций авангарда и других экспериментальных форм искусства. В дальнейшем обращался к соцреализму, создавая работы в том числе и в духе неоклассического стиля. В этом плане полотно «Дворик в Хосте», написанное художником незадолго до его смерти в 1931 году, — некий знак почтения к тем течениям искусства, к которым он тяготел в ранний период творчества.