Мастера русской иконописи многое переняли у византийских предшественников. С принятием христианства в конце X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь — им не только поклонялись, но и подражали. Но уже с XII века начался процесс самостоятельного развития русского иконописного мастерства.
Икону «Кирик и Иулитта» на рубеже XVII–XVIII веков написал неизвестный мастер. Она относится к типу житийной иконы: в центре располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях — клеймах — сюжеты из его жития.
Мастер изобразил на иконе христианку Иулитту с трехлетним сыном Кириком. Согласно житию, Иулитта была молодой вдовой знатного римского происхождения и проживала в Иконии. При гонениях во время правления римского императора Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все имущество и с трехлетним сыном в сопровождении двух рабынь покинула Иконию, перебравшись в Селевкию, а затем в Тарсу.
В Тарсе Иулитту узнали и вместе с сыном привели на суд градоначальника Александра. Перед правителем она признала себя христианкой. Ее разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем сказал, что тоже христианин, и потребовал, чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребенка с каменного помоста, и Кирик скончался.
Иулитту подвергли новым мучениям, но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Палачи оставили тела матери и сына за городом без погребения, но рабыни Иулитты тайно похоронили их ночью.
При императоре Константине Великом мощи Кирика и Иулитты обнаружили по указанию одной из рабынь, погребавших святых. Их перенесли в Константинополь, где в их честь основали монастырь.
По свидетельству паломников XII–XV веков, мощи святых находились в храме Святой Софии. После падения Константинополя их судьба осталась неизвестна. Старообрядцы почитали Кирика и Иулитту как покровителей, считая себя такими же, как они, гонимыми за веру. В день их памяти обязательно ходили в церковь помолиться мученикам, которых просили о семейном благополучии и здоровье детей. А женскую покровительницу Иулитту молили о защите и помощи в печалях и горестях.
Икону «Кирик и Иулитта» на рубеже XVII–XVIII веков написал неизвестный мастер. Она относится к типу житийной иконы: в центре располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях — клеймах — сюжеты из его жития.
Мастер изобразил на иконе христианку Иулитту с трехлетним сыном Кириком. Согласно житию, Иулитта была молодой вдовой знатного римского происхождения и проживала в Иконии. При гонениях во время правления римского императора Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все имущество и с трехлетним сыном в сопровождении двух рабынь покинула Иконию, перебравшись в Селевкию, а затем в Тарсу.
В Тарсе Иулитту узнали и вместе с сыном привели на суд градоначальника Александра. Перед правителем она признала себя христианкой. Ее разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем сказал, что тоже христианин, и потребовал, чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребенка с каменного помоста, и Кирик скончался.
Иулитту подвергли новым мучениям, но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Палачи оставили тела матери и сына за городом без погребения, но рабыни Иулитты тайно похоронили их ночью.
При императоре Константине Великом мощи Кирика и Иулитты обнаружили по указанию одной из рабынь, погребавших святых. Их перенесли в Константинополь, где в их честь основали монастырь.
По свидетельству паломников XII–XV веков, мощи святых находились в храме Святой Софии. После падения Константинополя их судьба осталась неизвестна. Старообрядцы почитали Кирика и Иулитту как покровителей, считая себя такими же, как они, гонимыми за веру. В день их памяти обязательно ходили в церковь помолиться мученикам, которых просили о семейном благополучии и здоровье детей. А женскую покровительницу Иулитту молили о защите и помощи в печалях и горестях.