Иван Вишняков — русский мастер портрета, декоратор и иконописец. Он возглавлял группу художников при Канцелярии от строений — государственном учреждении, которое в XVIII веке занималось застройкой Санкт-Петербурга и декоративным оформлением зданий.
1 / 3
Портрет Сарры-Элеоноры Фермор
Время создания
1749 (1750?) год
Размер
138x114,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
36
Открыть в приложении #2
#3
Под наблюдением Вишнякова художники Канцелярии расписывали дворцы, церкви, театры. Сам мастер писал иконы, реставрировал картины, рисовал парадные портреты. Работ Вишнякова почти не сохранилось. До наших дней дошли несколько созданных им произведений, среди которых и портреты детей главы Канцелярии Виллима Фермора.
Граф Виллим Фермор был русским государственным и военным деятелем шотландского происхождения. Его долгая военная карьера началась при Анне Иоанновне, а закончилась при Екатерине II. Он был женат на Доротее Елизавете Брюс, чьи предки тоже были выходцами из Шотландии. В семье было двое детей.
#4
Сарра Эллеонора Фермор родилась в 1740 году, на портрете ей около десяти лет. По традиции елизаветинской эпохи детей было принято изображать в виде маленьких взрослых. Сарра выглядит как взрослая дама: в пышном декольтированном платье придворной фрейлины, с веером в руке, с напудренными и завитыми волоса
#5
Фон картины типичен для официального парадного портрета XVIII века: тяжелая драпировка, античная колонна и балюстрада и условный весенний пейзаж. Изобразив рассвет, художник, возможно, хотел подчеркнуть начало жизни своей героини.
Богатое платье, торжественная поза и изящное положение рук указывают на изысканный и манерный стиль рококо, господствовавший при дворе Елизаветы Петровны. В то же время заметна неловкость и немного напряженное выражение лица девочки.
#6
Художники XVIII века часто опирались на образцы западных мастеров при создании своих произведений. Возможно, в работе над изображением Сарры Фермор автор вдохновился портретом Изабеллы Пармской. Его написал Жан-Марк Натье, чье творчество было популярно в России в то время. Вишняков не бывал за границей, но он мог видеть гравюру с оригинала.
Жан-Марк Натье (1685–1766). Изабелла Пармская в детстве. 1749. Холст, масло. Версальский дворец.
#7
Во второй половине 1750-х годов Вишняков также написал портрет младшего брата Сарры — Вильгельма Георга. Позже Вильгельм женился на дочери полковника Лудольфа фон Альбрехта. Детей у них не было, и оба портрета переходили по наследству в семье Альбрехтов. В 1907 году семья продала портреты Русскому музею.
Иван Вишняков. Портрет Вильгельма Георга Фермор. Холст, масло. Вторая половина 1750-х. Государственный Русский музей.
#9
#8
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Сарры-Элеоноры Фермор
Время создания
1749 (1750?) год
Размер
138x114,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
36
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться