«Одигитрия» в переводе с греческого языка означает «указующая путь», «путеводительница». Богоматерь Одигитрию изображают с младенцем Иисусом на руках. Правой рукой он благословляет тех, кто смотрит на икону, а в левой обычно держит свиток или книгу.
1 / 3
Богоматерь Одигитрия
Время создания
1502–1503 годы
Размер
141,2x105,7 см
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
Выставка
42
Открыть в приложении #2
#3
Согласно легендам, первым такую икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ, созданный евангелистом, хранился в Константинополе до XV века. Этот тип изображения Богоматери стал одним из наиболее распространённых в Византии и Древней Руси, которая перенимала византийские иконописные традиции.
Одигитрию почитали как покровительницу государства и войска. Данная икона была написана иконописцем из мастерской Дионисия в 1502–1503 годах.
#5
Дионисий был ведущим представителем московской иконописной школы на рубеже XV–XVI веков. Он считается одним из лучших мастеров Руси наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым.
Под конец жизни Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром расписал фресками церковь Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой. Для этого же собора они создали иконостас, в который входила икона Богоматери Одигитрии.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Построен в 1490 году.
#4
Икона находилась в «местном», то есть нижнем ряду иконостаса, слева от Царских врат — главной части алтарной перегородки в православных храмах. Всё живописное оформление церкви Рождества Богородицы прославляло величие и милосердие Богоматери. И Одигитрия была важным образом этого ансамбля, который выделялся своим изяществом и тонкой живописью.
#6
Богородица на престоле. Фреска алтарной апсиды. 1502. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря.
#7
Иконописцы укрупнили фигуру младенца, придав ей вытянутые взрослые пропорции. Он сидит на руках Богородицы, словно на троне. На его лице спокойное и властное выражение, не свойственное для композиций с Богоматерью, в которых обычно его изображали робким и смиренным. Широкий благословляющий жест дополняет облик — не ребёнка, а царя, небесного владыки.
Дева Мария также предстаёт в торжественном, царственном облике. В евангельской традиции Богоматерь ассоциировалась с солнечным светом: «светило незаходимого света», «воскресения образ блистающая». Иконописцы передали этот смысл в одеждах, украшенных золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.
#8
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Богоматерь Одигитрия
Время создания
1502–1503 годы
Размер
141,2x105,7 см
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
Выставка
42
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться