Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Одигитрия

Время создания
1502–1503 годы
Размер
141,2x105,7 см
Техника
Дерево, темпера
42
Открыть в приложении
#2
«Одигитрия» в переводе с греческого языка означает «указующая путь», «путеводительница». Богоматерь Одигитрию изображают с младенцем Иисусом на руках. Правой рукой он благословляет тех, кто смотрит на икону, а в левой обычно держит свиток или книгу.
#3
Согласно легендам, первым такую икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ, созданный евангелистом, хранился в Константинополе до XV века. Этот тип изображения Богоматери стал одним из наиболее распространённых в Византии и Древней Руси, которая перенимала византийские иконописные традиции.

Одигитрию почитали как покровительницу государства и войска. Данная икона была написана иконописцем из мастерской Дионисия в 1502–1503 годах. 
#5
Дионисий был ведущим представителем московской иконописной школы на рубеже XV–XVI веков. Он считается одним из лучших мастеров Руси наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым.


Под конец жизни Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром расписал фресками церковь Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой. Для этого же собора они создали иконостас, в который входила икона Богоматери Одигитрии.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Построен в 1490 году. 

#4
Икона находилась в «местном», то есть нижнем ряду иконостаса, слева от Царских врат — главной части алтарной перегородки в православных храмах. Всё живописное оформление церкви Рождества Богородицы прославляло величие и милосердие Богоматери. И Одигитрия была важным образом этого ансамбля, который выделялся своим изяществом и тонкой живописью.
#6

Богородица на престоле. Фреска алтарной апсиды. 1502. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря.

#7
Иконописцы укрупнили фигуру младенца, придав ей вытянутые взрослые пропорции. Он сидит на руках Богородицы, словно на троне. На его лице спокойное и властное выражение, не свойственное для композиций с Богоматерью, в которых обычно его изображали робким и смиренным. Широкий благословляющий жест дополняет облик — не ребёнка, а царя, небесного владыки.

Дева Мария также предстаёт в торжественном, царственном облике. В евангельской традиции Богоматерь ассоциировалась с солнечным светом: «светило незаходимого света», «воскресения образ блистающая». Иконописцы передали этот смысл в одеждах, украшенных золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Одигитрия

Время создания
1502–1503 годы
Размер
141,2x105,7 см
Техника
Дерево, темпера
42
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%