Портрет пионера принадлежит кисти известного уральского художника и педагога Германа Александровича Мелентьева. В творчестве этого автора нашли отражение самые разные жанры: историко-революционный и пейзаж, темы индустриальных строек Урала и сценки из жизни крестьян. Но особое место занимали портретные изображения людей в стиле соцреализма.
Социалистический реализм как художественный метод оформился в 20–30-е годы прошлого века. Это было не просто направление живописи. Он был провозглашен основным для сферы отечественной культуры и искусства, официальной советской эстетикой. Социалистический реализм превращал искусство в мощный инструмент идеологического воздействия. Во главу угла ставились «тематические произведения», «отражающие жизнь в ее революционном развитии». Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства этого метода: конкретность и идейность.
В середине 1930-х годов к ним прибавился еще принцип народности, который подразумевает доступность искусства для восприятия широких масс, отражение их жизни и интересов. Другими важными для произведений данного метода чертами были жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика.
Жанр портрета также участвовал в создании «нового» человека, то есть на картинах зритель должен был видеть положительно окрашенный, где-то идеализированный образ, пример для подражания. Но в то же время это должно было быть изображение простого человека. Неслучайно героями портретов Мелентьева становятся передовик сельского хозяйства, профессор, сталевар, рабочий. К этому ряду можно отнести и «Портрет Вити Петрова», само название которого говорит само за себя: на картине — отличник учебы, пионер, «всем ребятам пример».
Герой портрета — сидящий юноша. Его взгляд задумчив, поза расслабленна. Тем не менее, в его чертах сквозят серьезность, целеустремленность и уверенность в светлом будущем. Чаще всего в портретах Мелентьева все внимание акцентируется на фигуре изображаемого (игра света и теней на лице главного персонажа, текстура ткани, пионерский галстук как символ причастности). Фон же не прописан или лишен детальности.
Социалистический реализм как художественный метод оформился в 20–30-е годы прошлого века. Это было не просто направление живописи. Он был провозглашен основным для сферы отечественной культуры и искусства, официальной советской эстетикой. Социалистический реализм превращал искусство в мощный инструмент идеологического воздействия. Во главу угла ставились «тематические произведения», «отражающие жизнь в ее революционном развитии». Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства этого метода: конкретность и идейность.
В середине 1930-х годов к ним прибавился еще принцип народности, который подразумевает доступность искусства для восприятия широких масс, отражение их жизни и интересов. Другими важными для произведений данного метода чертами были жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика.
Жанр портрета также участвовал в создании «нового» человека, то есть на картинах зритель должен был видеть положительно окрашенный, где-то идеализированный образ, пример для подражания. Но в то же время это должно было быть изображение простого человека. Неслучайно героями портретов Мелентьева становятся передовик сельского хозяйства, профессор, сталевар, рабочий. К этому ряду можно отнести и «Портрет Вити Петрова», само название которого говорит само за себя: на картине — отличник учебы, пионер, «всем ребятам пример».
Герой портрета — сидящий юноша. Его взгляд задумчив, поза расслабленна. Тем не менее, в его чертах сквозят серьезность, целеустремленность и уверенность в светлом будущем. Чаще всего в портретах Мелентьева все внимание акцентируется на фигуре изображаемого (игра света и теней на лице главного персонажа, текстура ткани, пионерский галстук как символ причастности). Фон же не прописан или лишен детальности.