Художник и график Макс Авадьевич Бирштейн (1914–2000) — один из плеяды творческих личностей, чья художественная жизнь была неразрывно связано с Тарусой. Здесь с 1960-х годов они с женой, художницей Ниной Николаевной Ватолиной (автором плаката «Не болтай!»), проводили летнее время и черпали вдохновение для творчества. Родившись в Киеве, Бирштейн окончил МГХИ имени Сурикова, где его учителями были живописцы Игорь Грабарь и Дмитрий Мочальский. В его живописной манере заметно влияние творчества художников Роберта Фалька и Александра Дейнеки.
Художник работал в нескольких жанрах: пейзаж, интерьер, натюрморт, портрет, — зачастую объединяя их в одной композиции. Его работы, созданные в 1950–60-е годы, стали результатом его путешествий на Север России и по Средней Азии, где он рисовал с натуры, интересовался жизнью и бытом местных народов. В 1968 году принимал участие в выставках советских художников в странах Европы и США, Японии и Сенегале. Его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее, в региональных музеях, а также многочисленных частных собраниях Европы, США и Японии.
Бирштейн вдохновлялся искусством французского импрессионизма и воспринял его методы отображения световоздушной среды, работы с колоритом. Его произведения отличаются богатством красок, декоративны, при этом художник зачастую выбирает основной цвет, вокруг которого выстраивает гамму побочных.
«Портрет пианистки Марины Шашиашвили» из собрания Тарусской картинной галереи — одна из его многочисленных работ, запечатлевших известных деятелей искусства своего времени. Изображена элегантная молодая женщина, сидящая на стуле. Бирштейн правдоподобно передает характерные черты лица модели, выразительный взгляд с поволокой, четкий силуэт прически. Поза героини и построение композиции картины вызывают невольные ассоциации с авангардными портретами, в частности с портретом Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана. В качестве ярких цветовых акцентов автор использует оригинальную кофту пианистки, рисунок которой состоит из двух треугольников насыщенных цветов — желтого и темно-изумрудного. Фон картины не прорисован, а составляет гармоничное цветовое сочетание с изображенной фигурой.
Художник работал в нескольких жанрах: пейзаж, интерьер, натюрморт, портрет, — зачастую объединяя их в одной композиции. Его работы, созданные в 1950–60-е годы, стали результатом его путешествий на Север России и по Средней Азии, где он рисовал с натуры, интересовался жизнью и бытом местных народов. В 1968 году принимал участие в выставках советских художников в странах Европы и США, Японии и Сенегале. Его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее, в региональных музеях, а также многочисленных частных собраниях Европы, США и Японии.
Бирштейн вдохновлялся искусством французского импрессионизма и воспринял его методы отображения световоздушной среды, работы с колоритом. Его произведения отличаются богатством красок, декоративны, при этом художник зачастую выбирает основной цвет, вокруг которого выстраивает гамму побочных.
«Портрет пианистки Марины Шашиашвили» из собрания Тарусской картинной галереи — одна из его многочисленных работ, запечатлевших известных деятелей искусства своего времени. Изображена элегантная молодая женщина, сидящая на стуле. Бирштейн правдоподобно передает характерные черты лица модели, выразительный взгляд с поволокой, четкий силуэт прически. Поза героини и построение композиции картины вызывают невольные ассоциации с авангардными портретами, в частности с портретом Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана. В качестве ярких цветовых акцентов автор использует оригинальную кофту пианистки, рисунок которой состоит из двух треугольников насыщенных цветов — желтого и темно-изумрудного. Фон картины не прорисован, а составляет гармоничное цветовое сочетание с изображенной фигурой.