В Ивановском историко-краеведческом музее имени Бурылина представлена целая галерея купеческих портретов. Среди них — портрет Петра Мефодьевича Гарелина кисти русского художника Николая Дмитриевича Мыльникова.
Во второй четверти XIX века сформировался новый тип портретного образа: фабрикант выступает уже не как частное лицо в домашней одежде и не как богач в дорогих мехах, а как скромный и деятельный человек. На портрете Пётр Мефодьевич Гарелин в темном сюртуке — официальной одежде коммерсантов, что указывает на сословное положение изображенного и на деловой образ жизни. Медали на шее становятся неизменным атрибутом портрета и символом успешного развития дела и общественных заслуг. Шею Петра Гарелина украшает императорская медаль «За трудолюбие и искусство». Застывшая, несколько напряженная поза и лаконичный силуэт превращают портрет в памятник достойно прожитой жизни. Полнотелость, извечно уважаемая в народной среде, в купеческом портрете придает герою дополнительную уверенность и значительность.
Помимо сословного идеала купеческий портрет отображал и реальные, часто далекие от идеала качества изображаемой личности, проявлявшиеся вследствие непосредственного, прямолинейного восприятия модели художником. Правдивость изображения была по душе представителям коммерческого сословия, которые не считали нужным скрывать свою внутреннюю сущность независимо от того, хороша она или не очень. Такое парадоксальное сочетание желаемого и действительного, канонизированного идеала и его противоположности в одном произведении является отличительной чертой купеческого портрета.
Появление такого феномена как купеческий портрет неслучайно и связано с возвышением купеческого сословия и роста самосознания представителей этого слоя общества. В полной мере социальное самосознание купцов проявилось в период войны 1812 года, когда они показали себя настоящими патриотами Отечества, выступив перед россиянами активными участниками общественной и экономической жизни страны. По причине разрушения московской промышленности многие крепостные крестьяне в провинциях быстро богатели, выкупались на волю и становились негоциантами — владельцами фабрик и заводов.