Портрет И.С. Соболева
Время создания
1830-е годы
Размер
73,5x62 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
10
Открыть в приложении#1
Мыльников Н.Д.
Портрет И.С. Соболева
#3
#2
Это полотно Николай Мыльников написал в 1830-е годы. Здесь автор изобразил купца Ивана Семеновича Соболева. Фигура мужчины как будто вписана в форму равнобедренного треугольника, за счёт этого образ выглядит монументально. Серьезному, спокойному настроению героя соответствует неброский темный фон.
У портрета Ивана Соболева есть «пара» — портрет его жены. Вместе полотна составили гармоничный ансамбль: женский портрет отличался декоративностью и нарядностью, мужской был лаконичным и строгим. Фигуру мужчины художник сместил чуть вправо от центра холста, а фигуру женщины, наоборот, чуть левее — муж и жена как будто повернулись друг к другу. В характере главы семейства автор подчеркнул деловитость, а в женском образе — мягкость и добрый нрав.
Портреты стали частью семейной галереи ярославской купеческой семьи Соболевых. Купцы заказали художнику несколько картин. Эти полотна Мыльников написал в соответствии с царившим тогда каноном ярославского купеческого портрета, который сложился в конце XVIII века.
У портрета Ивана Соболева есть «пара» — портрет его жены. Вместе полотна составили гармоничный ансамбль: женский портрет отличался декоративностью и нарядностью, мужской был лаконичным и строгим. Фигуру мужчины художник сместил чуть вправо от центра холста, а фигуру женщины, наоборот, чуть левее — муж и жена как будто повернулись друг к другу. В характере главы семейства автор подчеркнул деловитость, а в женском образе — мягкость и добрый нрав.
Портреты стали частью семейной галереи ярославской купеческой семьи Соболевых. Купцы заказали художнику несколько картин. Эти полотна Мыльников написал в соответствии с царившим тогда каноном ярославского купеческого портрета, который сложился в конце XVIII века.
#4
Провинциальный портрет
#5
В 1777 году Ярославль стал центром наместничества, которое возглавил Алексей Мельгунов. Он сильно повлиял на городскую культуру: при нём открыли первый в провинции литературный журнал, первую в России провинциальную частную типографию. При нем появились новые учебные заведения. Мельгунов искал поддержки в своих нововведениях у богатого и влиятельного сословия купцов. Те постепенно впитывали новые ценности и начали ощущать себя значимым, привилегированным классом. Чтобы подчеркнуть свой статус, купечество по примеру дворянства стало заказывать свои портреты.
Но так как «третье сословие» — это люди, вышедшие из народа, «учёная» дворянская культура была им чужда. При этом к народным искусствам их отношение тоже уже изменилось. Купечеству потребовался свой, новый тип портрета, который удовлетворил бы их желание подчеркнуть свою значимость, и не был бы слишком вычурным или примитивным.
Но так как «третье сословие» — это люди, вышедшие из народа, «учёная» дворянская культура была им чужда. При этом к народным искусствам их отношение тоже уже изменилось. Купечеству потребовался свой, новый тип портрета, который удовлетворил бы их желание подчеркнуть свою значимость, и не был бы слишком вычурным или примитивным.
В итоге сложился новый стиль, основой которого стали отдельные черты житийных икон XVI–XVII веков, польских дворянских портретов эпохи барокко и крестьянского искусства.
#6
«Провинциальный портрет — это своего рода текст, сочетающий в себе стилистику жития, предписаний типа „Домостроя“ и светской биографии»,
— писали о нем исследователи.
#7
Поэтому на сословных портретах людей обычно изображали спокойными и благообразными, но при этом в дорогих костюмах, со статусными атрибутами. Все эти особенности ярославского портрета отразились в портретной галерее семьи Соболевых.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет И.С. Соболева
Время создания
1830-е годы
Размер
73,5x62 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
10
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться