Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское классическое искусство»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной

Время создания
XVIII век
Место создания
Российская империя
Размер
87x68,5 см
Техника
холст, масло; живопись
1
Открыть в приложении
#2

В XVII веке на Руси появились парсуны — переходный жанр между иконописным изображением и светским портретом. Слово «парсуна» происходит от искаженного латинского persona, что означает «личность», «особа». До XVIII века так называли все портретные изображения людей. В них прослеживались как иконописные традиции: плоскостность письма, каноничность образов, статичность поз, — так и новые черты. Среди них — писание с натуры, стремление к реалистичности и объемности изображения, использование масляных, а не темперных красок. На холстах или, реже, на досках изображали царей, князей, бояр.

Это были в основном мужские портреты: женщин писать было не принято. Исключение составляли царские невесты и жены. Наталья Кирилловна — дочь боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина, постриженного в монастырь по требованию восставших стрельцов. Воспитывалась она в московском доме своего дальнего родственника, боярина Артамона Матвеева, где ее и увидел царь Алексей Михайлович. Они повенчались в 1671 году, когда Наталье Кирилловне было 19 лет от роду, а царю уже за сорок. Для Алексея Михайловича это был второй брак.

Современники описывали Нарышкину так:

#6

…женщина в самых цветущих летах, росту величавого, с черными глазами навыкате, лицо имеет приятное, рот круглый, чело высокое, во всех членах изящная соразмерность, голос звонкий и приятный, и манеры самые грациозные.

#4

Алексей Михайлович и Наталья Кирилловна прожили вместе всего пять лет. Нарышкина привнесла много нового в образ жизни русской царицы. Она была начитана, образована, знала немецкий язык. На всех праздничных богослужениях в соборах присутствовала сама, летом ездила в открытой карете, смущая простых горожан. По ее инициативе был организован первый театр.

Считается, что подобными отступлениями от старинных обычаев Наталья Кирилловна в немалой степени подготовила почву для реформ своего сына, Петра Великого. Своими отлучками и особенно морскими путешествиями он часто огорчал мать. Наталья Кирилловна умерла от болезни сердца на 43-м году жизни, 25 января 1694 года. Бытует версия, что портрет, с которого сделана эта копия, был написан живописцем Оружейной палаты Михаилом Чоглоковым сразу после смерти царицы и закончен он был уже 9 февраля.

#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной

Время создания
XVIII век
Место создания
Российская империя
Размер
87x68,5 см
Техника
холст, масло; живопись
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%