Михаил Иванович Скотти, русский исторический и портретный живописец, акварелист (1814—1861), происходил из славной династии итальянских живописцев-декораторов. Семья Карло Джованни Батиста Скотти прибыла в Россию в 1780 году. Михаил Иванович Скотти получил при крещении в костёле Святой Екатерины в Санкт-Петербурге имя Микель Анжело и потому все близкие друзья называли его «ангел Мишенька». Когда художнику исполнилось 16 лет, умер его отец. На семейном совете было принято решение оставаться в России, вся семья Скотти повторно приняла российское подданство.
Михаил, получивший первые навыки живописного мастерства от отца, поступил в «домашние ученики» к историческому живописцу профессору А.Е. Егорову. «Домашний ученик» не только совершенствовал живописные навыки в доме художника, но и помогал учителю по хозяйству: топил печи, бегал в лавочку, подметал пол. Михаил Скотти посещал классы Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего воспитанника, за успехи в рисовании был награжден малой и большой серебряной медалью.
Михаил Скотти давал частные уроки живописи в богатейших домах Петербурга. В 1838 году он уехал с семьей графа И.П. Кутайсова в Италию, где пробыл до 1844 года. Здесь сформировался его стиль, напоминающий искусство Карла Брюллова.
В декабре 1838 года в Риме наследник престола Александр Николаевич посетил выставку русских художников, во время которой ему будет подарен рисунок Михаила Скотти «Уличная сцена в Риме». В 1842 году художник написал картину «Итальянка с розаном в руке», которая была отмечена советом Академии Художеств. Все произведения художника этого периода можно отнести к так называемому итальянскому жанру — характерному феномену в русской живописи, первооткрывателем которого был Брюллов. Эти небольшие полотна, передающие неспешную жизнь простых итальянцев, их традиции, бытовые и праздничные развлечения, стали чрезвычайно популярными в русской среде конца 1830— 1840-х годах.
В 1844 году Скотти писал иконы для православной церкви русского посольства в Константинополе, в 1845 — для Спасского собора в Нижнем Новгороде, расписывал Благовещенскую, Введенскую, Мироновскую церкви в Петербурге. В этом же году Академия художеств присвоила ему звание академика.
С 1849 года Скотти преподавал в Московском училище живописи и ваяния; среди его учеников — Константин Маковский, Василий Перов, Николай Неврев.
В 1857 году художник уехал в Италию. В 1859 году он в последний раз посетил Москву, а через два года скончался в Париже и был похоронен на кладбище Монмартра.
В советское время имя живописца было позабыто. Это связано, в первую очередь, с недоверием к мастерам с иностранной фамилией, а во вторую — с тем, что значительную часть его наследия составляли иконы для православных храмов. Изучение религиозной живописи XIX века находилось под негласным запретом.
Михаил, получивший первые навыки живописного мастерства от отца, поступил в «домашние ученики» к историческому живописцу профессору А.Е. Егорову. «Домашний ученик» не только совершенствовал живописные навыки в доме художника, но и помогал учителю по хозяйству: топил печи, бегал в лавочку, подметал пол. Михаил Скотти посещал классы Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего воспитанника, за успехи в рисовании был награжден малой и большой серебряной медалью.
Михаил Скотти давал частные уроки живописи в богатейших домах Петербурга. В 1838 году он уехал с семьей графа И.П. Кутайсова в Италию, где пробыл до 1844 года. Здесь сформировался его стиль, напоминающий искусство Карла Брюллова.
В декабре 1838 года в Риме наследник престола Александр Николаевич посетил выставку русских художников, во время которой ему будет подарен рисунок Михаила Скотти «Уличная сцена в Риме». В 1842 году художник написал картину «Итальянка с розаном в руке», которая была отмечена советом Академии Художеств. Все произведения художника этого периода можно отнести к так называемому итальянскому жанру — характерному феномену в русской живописи, первооткрывателем которого был Брюллов. Эти небольшие полотна, передающие неспешную жизнь простых итальянцев, их традиции, бытовые и праздничные развлечения, стали чрезвычайно популярными в русской среде конца 1830— 1840-х годах.
В 1844 году Скотти писал иконы для православной церкви русского посольства в Константинополе, в 1845 — для Спасского собора в Нижнем Новгороде, расписывал Благовещенскую, Введенскую, Мироновскую церкви в Петербурге. В этом же году Академия художеств присвоила ему звание академика.
С 1849 года Скотти преподавал в Московском училище живописи и ваяния; среди его учеников — Константин Маковский, Василий Перов, Николай Неврев.
В 1857 году художник уехал в Италию. В 1859 году он в последний раз посетил Москву, а через два года скончался в Париже и был похоронен на кладбище Монмартра.
В советское время имя живописца было позабыто. Это связано, в первую очередь, с недоверием к мастерам с иностранной фамилией, а во вторую — с тем, что значительную часть его наследия составляли иконы для православных храмов. Изучение религиозной живописи XIX века находилось под негласным запретом.