Каменный портрет Николая II создали в технике флорентийской мозаики на Свердловском заводе «Русские самоцветы». Проект разработали Наталия Бебко и Л.Н. Малькова, работу по нему выполнили мастера каменной мозаики И.С. Погодин, М.А. Семеновских, В.В. Клевакин, В.П. Чернавских, В.Н. Торхов.
На заводе «Русские самоцветы» создали два таких портрета. Один из них продали в частную коллекцию, второй передали в экспозицию Музея истории камнерезного и ювелирного искусства.
Флорентийская мозаика — техника, при которой детали из разноцветного камня так плотно подгоняют друг к другу, что швы между ними почти не видны. Таким способом изготавливают декоративные настенные панно и шахматные доски, украшают столешницы и крышки шкатулок.
Этот вид мозаики появился в Италии примерно в XVI веке. Знаменитый художник и скульптор Микеланджело называл работы в подобной технике «вечными картинами». В Россию же работы флорентийских мастеров впервые привезли в середине XVIII столетия, при императрице Елизавете Петровне. Отечественные камнерезы быстро переняли технологию и уже к началу XIX столетия стали выпускать собственные изделия.
Традиция создавать каменные портреты членов императорской семьи возникла на Екатеринбургской гранильной фабрике еще в XIX веке. 26 мая 1837 года ее посетил цесаревич Александр Николаевич — будущий Александр II. Ему поднесли драгоценные подарки. Один из преподавателей цесаревича, флигель-адъютант Семен Юрьевич, писал, что среди даров были «отлично выработанные и весьма похожие портреты из камня государя и императрицы». Портреты представляли собой камеи, вырезанные из халцедона. Их выполнили ученики мастерской резного художества, которая работала при фабрике.
Для XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году, екатеринбургские мастера изготовили изображение беркута. В лапе он держал медальон с портретом Николая II, выложенным из яшмы разных сортов. После выставки это изделие подарили супруге монарха — императрице Александре Федоровне.
На заводе «Русские самоцветы» создали два таких портрета. Один из них продали в частную коллекцию, второй передали в экспозицию Музея истории камнерезного и ювелирного искусства.
Флорентийская мозаика — техника, при которой детали из разноцветного камня так плотно подгоняют друг к другу, что швы между ними почти не видны. Таким способом изготавливают декоративные настенные панно и шахматные доски, украшают столешницы и крышки шкатулок.
Этот вид мозаики появился в Италии примерно в XVI веке. Знаменитый художник и скульптор Микеланджело называл работы в подобной технике «вечными картинами». В Россию же работы флорентийских мастеров впервые привезли в середине XVIII столетия, при императрице Елизавете Петровне. Отечественные камнерезы быстро переняли технологию и уже к началу XIX столетия стали выпускать собственные изделия.
Традиция создавать каменные портреты членов императорской семьи возникла на Екатеринбургской гранильной фабрике еще в XIX веке. 26 мая 1837 года ее посетил цесаревич Александр Николаевич — будущий Александр II. Ему поднесли драгоценные подарки. Один из преподавателей цесаревича, флигель-адъютант Семен Юрьевич, писал, что среди даров были «отлично выработанные и весьма похожие портреты из камня государя и императрицы». Портреты представляли собой камеи, вырезанные из халцедона. Их выполнили ученики мастерской резного художества, которая работала при фабрике.
Для XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году, екатеринбургские мастера изготовили изображение беркута. В лапе он держал медальон с портретом Николая II, выложенным из яшмы разных сортов. После выставки это изделие подарили супруге монарха — императрице Александре Федоровне.