Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика стала первым в России государственным предприятием по художественной обработке камня. До этого подобным ремеслом в Екатеринбурге и его окрестностях занимались частные мастера. Фабрика открылась в декабре 1751 года и находилась в ведении Императорского кабинета — придворного учреждения, которое распоряжалось личным имуществом императорской семьи.
С 1782 года основной продукцией предприятия стали резные каменные чаши и вазы. Их заказывали как для монарших дворцов, так и для особняков местных и столичных дворян. В начале XIX века предприятие возглавил президент Академии художеств, граф Александр Строганов. Именно с его помощью уральская школа камнерезного искусства достигла расцвета.
В XIX столетии гранильная фабрика работала в основном по заказам императорского дворца. Здесь изготовили облицовку для знаменитого Малахитового зала в Зимнем дворце, каменные постаменты для изделий Императорского фарфорового завода, декоративные статуэтки, шкатулки и другие предметы.
Альбом эскизов, который представлен в коллекции Музея истории камнерезного и ювелирного искусства, относится к рубежу XIX и XX столетий. Это ценный исторический памятник и документ, по которому современные искусствоведы могут определить, кто, где и когда изготовил тот или иной предмет. Большинство рисунков выполнил художник В.Е. Дмитриев. Они стали точными копиями с чертежей, которые присылали на фабрику из Екатеринбурга.
На одном из листов альбома изображены портсигар и запонки из родонита с монограммой Александра III. Этот комплект для императора изготовили екатеринбургские резчики в 1891 году. Камень для обоих предметов выбирали «самого высокого алого цвета» — без темных пятен и прожилок. Оправу и застежки из золота выполнил ювелир Эрик Коллин, который до 1886 года работал главным мастером в фирме Карла Фаберже. Портсигар и запонки хранились в рабочем кабинете императора Александра III в Гатчинском дворце, а сейчас представлены в коллекции Музеев Московского Кремля.
С 1782 года основной продукцией предприятия стали резные каменные чаши и вазы. Их заказывали как для монарших дворцов, так и для особняков местных и столичных дворян. В начале XIX века предприятие возглавил президент Академии художеств, граф Александр Строганов. Именно с его помощью уральская школа камнерезного искусства достигла расцвета.
В XIX столетии гранильная фабрика работала в основном по заказам императорского дворца. Здесь изготовили облицовку для знаменитого Малахитового зала в Зимнем дворце, каменные постаменты для изделий Императорского фарфорового завода, декоративные статуэтки, шкатулки и другие предметы.
Альбом эскизов, который представлен в коллекции Музея истории камнерезного и ювелирного искусства, относится к рубежу XIX и XX столетий. Это ценный исторический памятник и документ, по которому современные искусствоведы могут определить, кто, где и когда изготовил тот или иной предмет. Большинство рисунков выполнил художник В.Е. Дмитриев. Они стали точными копиями с чертежей, которые присылали на фабрику из Екатеринбурга.
На одном из листов альбома изображены портсигар и запонки из родонита с монограммой Александра III. Этот комплект для императора изготовили екатеринбургские резчики в 1891 году. Камень для обоих предметов выбирали «самого высокого алого цвета» — без темных пятен и прожилок. Оправу и застежки из золота выполнил ювелир Эрик Коллин, который до 1886 года работал главным мастером в фирме Карла Фаберже. Портсигар и запонки хранились в рабочем кабинете императора Александра III в Гатчинском дворце, а сейчас представлены в коллекции Музеев Московского Кремля.