Пресс-папье «Ягоды» изготовили в технике объемной мозаики на Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике в XIX веке. На прямоугольном основании из калканской яшмы разместилась плоская каменная накладка, которая послужила фоном для наборной композиции — круглых разноцветных ягод в обрамлении резных листьев.
Объемная мозаика считалась у уральских мастеров одной из самых сложных техник. Каждую деталь для нее вырезали отдельно из поделочного или драгоценного камня, шлифовали, а затем объединяли фрагменты в композицию. Эта техника пришла в Россию из Флоренции: итальянские резчики несколькр столетий создавали скульптуры святых и каменные натюрморты.
Уральские мастера освоили этот способ в XIX веке, когда помощник директора Екатеринбургской гранильной фабрики Александр Лютин заказал из Флоренции несколько образцов — пресс-папье с изображениями фруктов и птиц. В работе над подобными изделиями сложились два направления. Одно из них было ближе к европейскому стилю: камнерезы украшали свои изделия виноградными лозами с гроздьями аметистовых ягод. Другой же вариант стал исключительно уральской особенностью. Главным украшением в этом случае служили изображения местных ягод: малины, смородины, морошки, реже — крыжовника. Мастер обычно располагал их на каменной основе небольшой горкой.
К 1860-м годам пресс-папье в технике объемной мозаики стали популярны по всей России. В Екатеринбурге их изготавливали не только фабричные мастера, но и камнерезы-кустари. Цена одного такого изделия могла доходить до 500 рублей, тогда как гладкое яшмовое пресс-папье без накладки стоило всего около пяти рублей.
Каменные ягоды уральских мастеров стали настолько известны, что Павел Бажов посвятил этому искусству отдельный сказ «Хрупкая веточка». Его герой — сын знаменитого Данилы-мастера — научился вытачивать из поделочного камня миниатюрные веточки крыжовника, вишни и смородины.
Объемная мозаика считалась у уральских мастеров одной из самых сложных техник. Каждую деталь для нее вырезали отдельно из поделочного или драгоценного камня, шлифовали, а затем объединяли фрагменты в композицию. Эта техника пришла в Россию из Флоренции: итальянские резчики несколькр столетий создавали скульптуры святых и каменные натюрморты.
Уральские мастера освоили этот способ в XIX веке, когда помощник директора Екатеринбургской гранильной фабрики Александр Лютин заказал из Флоренции несколько образцов — пресс-папье с изображениями фруктов и птиц. В работе над подобными изделиями сложились два направления. Одно из них было ближе к европейскому стилю: камнерезы украшали свои изделия виноградными лозами с гроздьями аметистовых ягод. Другой же вариант стал исключительно уральской особенностью. Главным украшением в этом случае служили изображения местных ягод: малины, смородины, морошки, реже — крыжовника. Мастер обычно располагал их на каменной основе небольшой горкой.
К 1860-м годам пресс-папье в технике объемной мозаики стали популярны по всей России. В Екатеринбурге их изготавливали не только фабричные мастера, но и камнерезы-кустари. Цена одного такого изделия могла доходить до 500 рублей, тогда как гладкое яшмовое пресс-папье без накладки стоило всего около пяти рублей.
Каменные ягоды уральских мастеров стали настолько известны, что Павел Бажов посвятил этому искусству отдельный сказ «Хрупкая веточка». Его герой — сын знаменитого Данилы-мастера — научился вытачивать из поделочного камня миниатюрные веточки крыжовника, вишни и смородины.