Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Камнерезное и ювелирное искусство Урала»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пресс-папье «Ягоды»

Время создания
XIX век
Место создания
Урал
Размер
6x17,2x10,8 см
Техника
яшма калканская, горный хрусталь, аметист, сердолик, обсидиан, родонит, офиокальцит; резьба, шлифовка, полировка, объемная мозаика
7
Открыть в приложении
#1
Пресс-папье «Ягоды»
#2
Пресс-папье «Ягоды» изготовили в технике объемной мозаики на Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике в XIX веке. На прямоугольном основании из калканской яшмы разместилась плоская каменная накладка, которая послужила фоном для наборной композиции — круглых разноцветных ягод в обрамлении резных листьев.
 
Объемная мозаика считалась у уральских мастеров одной из самых сложных техник. Каждую деталь для нее вырезали отдельно из поделочного или драгоценного камня, шлифовали, а затем объединяли фрагменты в композицию. Эта техника пришла в Россию из Флоренции: итальянские резчики несколькр столетий создавали скульптуры святых и каменные натюрморты.
 
Уральские мастера освоили этот способ в XIX веке, когда помощник директора Екатеринбургской гранильной фабрики Александр Лютин заказал из Флоренции несколько образцов — пресс-папье с изображениями фруктов и птиц. В работе над подобными изделиями сложились два направления. Одно из них было ближе к европейскому стилю: камнерезы украшали свои изделия виноградными лозами с гроздьями аметистовых ягод. Другой же вариант стал исключительно уральской особенностью. Главным украшением в этом случае служили изображения местных ягод: малины, смородины, морошки, реже — крыжовника. Мастер обычно располагал их на каменной основе небольшой горкой.
 
К 1860-м годам пресс-папье в технике объемной мозаики стали популярны по всей России. В Екатеринбурге их изготавливали не только фабричные мастера, но и камнерезы-кустари. Цена одного такого изделия могла доходить до 500 рублей, тогда как гладкое яшмовое пресс-папье без накладки стоило всего около пяти рублей.
 
Каменные ягоды уральских мастеров стали настолько известны, что Павел Бажов посвятил этому искусству отдельный сказ «Хрупкая веточка». Его герой — сын знаменитого Данилы-мастера — научился вытачивать из поделочного камня миниатюрные веточки крыжовника, вишни и смородины.
#4
В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись. Ну как есть настоящие.
Так Павел Бажов описывал работу своего персонажа
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пресс-папье «Ягоды»

Время создания
XIX век
Место создания
Урал
Размер
6x17,2x10,8 см
Техника
яшма калканская, горный хрусталь, аметист, сердолик, обсидиан, родонит, офиокальцит; резьба, шлифовка, полировка, объемная мозаика
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%