На портрете изображен ученый, поэт периода Казанского ханства Мухамедьяр. Он держит в руках книгу и перо, будто бы готов в любой момент записать новые строки. Благородное облачение поэта выполнено в голубых тонах. В правом верхнем углу начертана стихотворная цитата, которая начинается словами «Твори добро…». На заднем плане виднеется Казанский кремль.
Мухамедьяр Махмуд Хаджи улы, сын Махмуда Хаджи — татарский поэт первой половины XVI века. Он жил и создавал свои творения в непростой период, в годы правления хана Сафа-Гирея. Казанское ханство было феодальным государством, где ханы крымских династий подвергали простой народ грабежу и насилию. Сафа-Гирей поддерживал их, борясь с редкими бунтовщиками с помощью массовых репрессий. Междоусобицы феодалов, враждебное отношение соседей, постоянно вспыхивающие конфликты на территориях — все это оставило неизгладимый след в судьбе поэта.
Неудивительно, что сам Мухамедьяр проповедовал сочувствие и любовь к простому народу, требовал справедливости от правителей. Он верил в жизнь, и в своих стремлениях исходил из принципов честного и верного служения людям, доброты, любви к слабым, униженным и оскорбленным.
«Благодаря справедливости страна станет благополучной, смута и сам гнет исчезнут навсегда» — известные строки поэмы Мухамедьяра. О его добром, искреннем отношении к людям говорят и эти слова: «Ты совершай добро, в доброте вся суть, кто зло творит — тот возмездие себе найдет».
В его произведениях часто использовалась аллегория, как это было принято в то время. Так, в одном из рассказов девушка, превратившись в волка, пожирает дочь шаха. Используя животные образы и намеки, поэт критиковал правящую верхушку, грозил злым и жадным правителям карами в загробном мире. Бог же в его рассказах выступает в роли защитника простых людей, слабых и обездоленных.
Его поэмы «Дар мужей» (1539—1540) и «Свет сердец» (1542) были заметной вехой в развитии татарской литературы. Он не был единственным казанским поэтом того времени, но выделялся среди других высокой степенью таланта и светским характером своих произведений. Погиб в 1547 году в Муроме.
Интерес к творчеству Мухамедьяра возродил татарский ученый Наки Исанбет, опубликовавший в 1941 году статью о его творчестве. Мухамедьяру было уделено место в вышедшей в 1956 году «Антологии татарской поэзии». Ученый, исследователь старотатарской литературы Абилов писал о поэте так: «язык Мухамедьяра — это литературный язык казанских татар первой половины XVI века».
Автор картины — Рушан Шамсутдинов, известный казанский живописец, график, каллиграф, член Союза художников Российской Федерации, член Союза художников Республики Татарстан.
Мухамедьяр Махмуд Хаджи улы, сын Махмуда Хаджи — татарский поэт первой половины XVI века. Он жил и создавал свои творения в непростой период, в годы правления хана Сафа-Гирея. Казанское ханство было феодальным государством, где ханы крымских династий подвергали простой народ грабежу и насилию. Сафа-Гирей поддерживал их, борясь с редкими бунтовщиками с помощью массовых репрессий. Междоусобицы феодалов, враждебное отношение соседей, постоянно вспыхивающие конфликты на территориях — все это оставило неизгладимый след в судьбе поэта.
Неудивительно, что сам Мухамедьяр проповедовал сочувствие и любовь к простому народу, требовал справедливости от правителей. Он верил в жизнь, и в своих стремлениях исходил из принципов честного и верного служения людям, доброты, любви к слабым, униженным и оскорбленным.
«Благодаря справедливости страна станет благополучной, смута и сам гнет исчезнут навсегда» — известные строки поэмы Мухамедьяра. О его добром, искреннем отношении к людям говорят и эти слова: «Ты совершай добро, в доброте вся суть, кто зло творит — тот возмездие себе найдет».
В его произведениях часто использовалась аллегория, как это было принято в то время. Так, в одном из рассказов девушка, превратившись в волка, пожирает дочь шаха. Используя животные образы и намеки, поэт критиковал правящую верхушку, грозил злым и жадным правителям карами в загробном мире. Бог же в его рассказах выступает в роли защитника простых людей, слабых и обездоленных.
Его поэмы «Дар мужей» (1539—1540) и «Свет сердец» (1542) были заметной вехой в развитии татарской литературы. Он не был единственным казанским поэтом того времени, но выделялся среди других высокой степенью таланта и светским характером своих произведений. Погиб в 1547 году в Муроме.
Интерес к творчеству Мухамедьяра возродил татарский ученый Наки Исанбет, опубликовавший в 1941 году статью о его творчестве. Мухамедьяру было уделено место в вышедшей в 1956 году «Антологии татарской поэзии». Ученый, исследователь старотатарской литературы Абилов писал о поэте так: «язык Мухамедьяра — это литературный язык казанских татар первой половины XVI века».
Автор картины — Рушан Шамсутдинов, известный казанский живописец, график, каллиграф, член Союза художников Российской Федерации, член Союза художников Республики Татарстан.