После того как Казанское ханство вошло в состав Российской империи, начался интенсивный процесс интеграции мусульман в общество с другими устоями и культурными ценностями. Они продолжали жить своими общинами, соблюдали обряды и чтили традиции предков, но при этом подчинялись законам многонационального государства. Один из законов предписывал иноверцам наравне с другими подданными империи участвовать в военных кампаниях. Оставаясь мусульманами по вероисповеданию, татары и башкиры даже в полевых условиях минимум пять раз в сутки совершали намаз — обязательную молитву.
Некоторые из видов намаза желательно читать в мечети. Это касается, например, полуденной пятничной джумы и молитв в праздничные дни. Поэтому для обряда в полевых условиях была создана переносная мечеть. Она представляла собой сборную деревянную конструкцию, имитирующую мусульманский храм, с основанием, куполом или минаретом. Верхушку украшал полумесяц — древний символ ислама. В основании переносной мечети было отверстие для штыка: во время намаза конструкция насаживалась на него и поднималась высоко вверх, чтобы ее видели все молящиеся. Полумесяц поворачивался таким образом, чтобы указывать в сторону Мекки — во время совершения намаза молящиеся должны быть обращены к ней лицом.
Таким образом в полевых условиях мусульмане, проявляя завидную изобретательность, отмечали с помощью переносной мечети место поклонения. Ислам допускает подобную вольность, так как здание для намаза в этой религии — всего лишь условность, точка сбора мусульман для молитвы. Она может располагаться в любом месте, и это завещал пророк Мухаммед, который, согласно Корану, мог молиться в любом уголке Мекки и часто уединялся для намаза под открытым небом.
По свидетельствам очевидцев, участие в намазе под переносной мечетью во время военных кампаний одновременно могли принять несколько тысяч мусульман. Зрелище это было не только величественным, но и захватывающим. Мусульмане выстраивались рядами за переносной мечетью и произносили молитву, которая, усиленная энергетикой верующих, часто производила неизгладимое впечатление на представителей других религиозных конфессий. В царской российской армии подобные богослужения поощрялись, так как они поднимали боевой дух солдат, давали им уверенность и спокойствие, необходимые перед сражением. К слову, православные и католики также практиковали богослужения под открытым небом в полевых условиях, но делали это гораздо реже и, как правило, с привязкой к религиозным праздникам.
Некоторые из видов намаза желательно читать в мечети. Это касается, например, полуденной пятничной джумы и молитв в праздничные дни. Поэтому для обряда в полевых условиях была создана переносная мечеть. Она представляла собой сборную деревянную конструкцию, имитирующую мусульманский храм, с основанием, куполом или минаретом. Верхушку украшал полумесяц — древний символ ислама. В основании переносной мечети было отверстие для штыка: во время намаза конструкция насаживалась на него и поднималась высоко вверх, чтобы ее видели все молящиеся. Полумесяц поворачивался таким образом, чтобы указывать в сторону Мекки — во время совершения намаза молящиеся должны быть обращены к ней лицом.
Таким образом в полевых условиях мусульмане, проявляя завидную изобретательность, отмечали с помощью переносной мечети место поклонения. Ислам допускает подобную вольность, так как здание для намаза в этой религии — всего лишь условность, точка сбора мусульман для молитвы. Она может располагаться в любом месте, и это завещал пророк Мухаммед, который, согласно Корану, мог молиться в любом уголке Мекки и часто уединялся для намаза под открытым небом.
По свидетельствам очевидцев, участие в намазе под переносной мечетью во время военных кампаний одновременно могли принять несколько тысяч мусульман. Зрелище это было не только величественным, но и захватывающим. Мусульмане выстраивались рядами за переносной мечетью и произносили молитву, которая, усиленная энергетикой верующих, часто производила неизгладимое впечатление на представителей других религиозных конфессий. В царской российской армии подобные богослужения поощрялись, так как они поднимали боевой дух солдат, давали им уверенность и спокойствие, необходимые перед сражением. К слову, православные и католики также практиковали богослужения под открытым небом в полевых условиях, но делали это гораздо реже и, как правило, с привязкой к религиозным праздникам.